Т.А. Фролова
Аудит
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.4. Аудиторское заключение
Завершающий этап аудита (обобщение и оформление
результатов проверки) не менее важен, чем предыдущие этапы (планирование аудита
и осуществление аудита). На завершающем этапе аудитор должен обобщить всю
полученную в ходе проверки и сосредоточенную в его рабочей документации
информацию, обработать ее определенным образом и сформировать на этой базе свое
профессиональное мнение о достоверности бухгалтерской отчетности.
Результаты этой работы аудитор должен оформить в
виде двух итоговых документов: письменной информации (отчета) и аудиторского
заключения, которые передаются экономическому субъекту.
Письменная информация (отчет) — это
документ, составляемый аудитором и предназначенный для заказчика аудиторской
проверки. Целью этого документа является доведение до заказчика сведений о
методах, использованных при проведении проверки, о всех отмеченных аудитором
ошибках, нарушениях, неточностях, о том, какие меры должны быть приняты для
устранения отмеченных недостатков, об основных результатах аудиторской проверки
(содержатся или нет существенные ошибки в бухгалтерской отчетности,
осуществлялись финансово-хозяйственные операции в соответствии с установленным
порядком или же с существенным отклонением от него).
Согласно требованиям федерального стандарта
«Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по
результатам проведения аудита» и по сложившейся практике в отчете должно быть
представлено следующее:
• реквизиты аудиторской организации (официальное
наименование, юридический и почтовый адрес, номер и дата выдачи лицензии,
перечень аудиторов, принимавших участие в проверке, с указанием номеров их
квалификационных аттестатов);
• реквизиты проверяемой организации (официальное
наименование, юридический и почтовый адрес, перечень должностных лиц,
ответственных за составление бухгалтерской отчетности);
• указание проверяемого периода времени;
• результаты оценок, осуществленных в процессе
планирования аудита (оценка надежности системы внутреннего контроля, оценка
составляющих и аудиторского риска в целом, оценка уровней существенности
выбранных базовых показателей);
• описание использованных аудиторских процедур
(какие сегменты проверялись с помощью фактических процедур, какие — с помощью
аналитических, какие — с помощью документальных, какие сегменты проверялись
сплошным образом, а какие — выборочно, какие методы выборочных проверок
применялись, как результаты выборочных проверок распространялись на
генеральную совокупность);
• выявленные в ходе планирования и осуществления
проверки недостатки в организации бухгалтерского учета и в системе внутреннего
контроля, ошибки и нарушения при осуществлении финансово-хозяйственных
операций, в ведении учета и при составлении отчетности;
• количественная оценка (при наличии такой
возможности) ожидаемых ошибок в отчетных данных;
• сведения о проверках обособленных подразделений
экономического субъекта;
• рекомендации и предложения по устранению
выявленных ошибок и нарушений, совершенствованию системы бухгалтерского учета и
повышению надежности системы внутреннего контроля;
• анализ выполнения рекомендаций аудитора,
высказанных в письменной информации по результатам проверки предшествующего
периода;
• анализ влияния высказанных аудитором замечаний
на достоверность бухгалтерской отчетности и аргументация причин,
обусловливающих подготовку аудиторского заключения данного вида
(безусловно-положительного, условно-положительного, отрицательного, отказа от
выражения мнения).
Отчет должен быть подписан аудиторами и
привлеченными экспертами, непосредственно проводившими проверку, либо, если
проверку осуществляла значительная группа аудиторов, то руководителем этой
группы. Конкретный порядок подписи отчета устанавливается внутрифирменным
стандартом.
В соответствии с федеральным стандартом составление
отчета обязательно по завершении каждой аудиторской проверки, по итогам которой
предусмотрено представление официального аудиторского заключения. Отчет также
должен составляться аудитором и в том случае, когда официальное аудиторское
заключение не предоставляется, но составление отчета предусмотрено договором
(например, при проведении специального аудита).
Отчет составляется не менее чем в двух экземплярах.
Один экземпляр передается заказчику аудиторской проверки (собственнику,
руководителю) или лицу, им уполномоченному. Второй экземпляр отчета остается в
распоряжении аудиторской фирмы и приобщается к прочей рабочей документации по
проверке.
В соответствии с Федеральным законом «Об
аудиторской деятельности» №119-ФЗ от 07.08.01 г. аудитор, проведя аудиторскую
проверку годовой бухгалтерской отчетности, обязан в установленный договором
срок представить проверяемому экономическому субъекту аудиторское заключение.
Аудиторское заключение содержит выраженное
установленным образом мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности
проверяемого экономического субъекта и о соответствии порядка ведения им
бухгалтерского учета законодательству РФ.
Форма, содержание и порядок представления
аудиторского заключения определены федеральными аудиторскими стандартами такими
как: «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности»,
«Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, происшедших
после даты составления и представления бухгалтерской отчетности», «Применимость
допущения непрерывности деятельности».
Заключение представляет единый документ, который
включает вводную, аналитическую и итоговую части и дает оценку достоверности
финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Вводная часть должна включать:
• название документа в целом («Аудиторское
заключение»);
• юридический адрес и телефоны аудиторской фирмы
(фамилию, имя, отчество аудитора, работающего самостоятельно, и его стаж
работы);
• номер, дату выдачи и наименованием органа,
выдавшего аудиторской фирме (аудитору) лицензию на осуществление аудиторской
деятельности, а также срок действия лицензии;
• номер свидетельства о государственной
регистрации аудиторской фирмы (регистрационного свидетельства предпринимателя);
• ИНН, номер расчетного счета аудиторской фирмы
(аудитора);
• фамилии, имена и отчества всех аудиторов,
принимавших участие в аудите.
Аналитическая часть аудиторского заключения
содержит информацию об общих результатах проверки состояния бухгалтерского
учета и отчетности, надежности системы внутреннего контроля, соблюдении
экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных
операций. Аналитическая часть представляет собой отчет аудитора и адресуется
администрации предприятия. В ней должны быть изложены результаты проверки
состояния внутреннего контроля, организации и ведения бухучета и отчетности,
данных о проверке соблюдения субъектом законодательных и нормативных актов при
ведении производственно-хозяйственной деятельности.
Аналитическая должна включать:
-
свое название;
-
указание, кому адресована аналитическая часть;
-
наименование экономического субъекта;
-
объект аудита (например, бухгалтерская отчетность за такой-то
год);
-
общие результаты оценки надежности системы внутреннего контроля,
описание выявленных в ходе проверки существенных не соответствий системы
внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности проверяемого предприятия;
-
общие результаты проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности,
описание выявленных в ходе проверки существенных ошибок и нарушений в ведении
учета и составлении бухгалтерской отчетности;
-
общие результаты проверки соблюдения законодательства при совершении
финансово-хозяйственных операций, описание выявленных в ходе проверки
существенных несоответствий совершения этих операций требованиям действующего
законодательства.
Перечисленные выше результаты формируются на
основе информации, представленной в отчете аудитора.
Целесообразно также указать в аналитической части
такие сведения, как организационно-правовую форму предприятия, его официальное
(согласно учредительным документам) сокращенное наименование, юридический и
почтовый адрес, телефоны, ИНН, банковские реквизиты, должности и фамилии лиц,
ответственных за подготовку бухгалтерской отчетности.
Итоговая часть аудиторского заключения
представляет собой мнение аудиторской фирмы (аудитора) о достоверности
бухгалтерской отчетности проверяемого предприятия. Итоговая часть должна
включать:
- свое название;
- указание, кому адресована итоговая часть;
- наименование экономического субъекта;
- объект аудита;
- указание на нормативный акт, которому должна
соответствовать бухгалтерская отчетность;
- распределение ответственности экономического
субъекта и аудиторской фирмы (аудитора) в отношении бухгалтерской отчетности.
При этом предполагается, что экономический субъект несет ответственность за
подготовку и достоверность бухгалтерской отчетности, проверяемой аудиторской
фирмой, а аудиторская фирма несет ответственность за высказанное на основе
проведенного аудита мнение о достоверности бухгалтерской отчетности
экономического субъекта;
- указание на нормативный акт, в соответствии с
которым проводился аудит (Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ
от 30.12.2008г.);
- если аудиторское заключение отлично от
безусловно-положительного, то – изложение существенных фактов, обусловивших
составление такого заключения, и, если это возможно, оценку влияния этих фактов
на бухгалтерскую отчетность в стоимостном выражении;
- мнение аудиторской фирмы (аудитора) о
достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта;
- дату составления заключения;
- подпись аудитора.
К аудиторскому заключению должна быть приложена
проверенная бухгалтерская отчетность, идентифицированная аудиторской фирмой
установленным ею способом (подписью, печатью, штампом).
Заключение аудитора может быть нескольких видов:
-
безусловно-положительное;
-
условно-положительное;
-
отрицательное;
-
отказ от составления заключения.
В безусловно-положительном заключении
аудитор выражает мнение, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта
достоверно отражает его финансовое положение, а совершенные им финансовые и
хозяйственные операции в основном соответствуют действующим в РФ нормативным
актам. Безусловно-положительное заключение составляется в том случае, если
аудитор, по крайней мере, убежден в том, что:
• бухгалтерская отчетность проверяемого субъекта
не содержит существенных ошибок, искажений, неточностей;
• бухгалтерский учет соответствует установленным
принципам, требованиям, а также учетной политике предприятия;
• в пояснительной записке и приложениях достаточно
полно раскрыты все вопросы, имеющие отношение к бухгалтерской отчетности;
• данные бухгалтерской отчетности не противоречат
сведениям о проверяемом субъекте, ставшими аудитору известными из других
источников.
Все остальные виды заключений являются модифицированными.
Отрицательное заключение составляется в
случае, если аудитор полагает, что бухгалтерская
отчетность экономического субъекта содержит существенные искажения, а
также если в ходе проверки были выявлены существенные нарушения действующих
нормативных актов при осуществлении и отражении в учете финансовых и
хозяйственных операций.
В отрицательном заключении аудитор выражает мнение
о том, что он не может с полной уверенностью подтвердить достоверность
бухгалтерской отчетности.
Условно-положительное заключение аудитора
(заключение с оговорками) составляется в случае, если аудитор считает, что
безусловно-положительное заключение не может быть составлено, но препятствующие
этому факторы не настолько существенны, чтобы составить отрицательное
заключение; либо если аудитор считает, что выявленные факторы, препятствующие
составлению безусловно-положительного заключения, существенны, но влияние их на
достоверность бухгалтерской отчетности устранимо введением оговорки
(ограничения) в заключение. В условно-положительном заключении аудитор подтверждает
достоверность бухгалтерской отчетности организации, но с определенными
оговорками, ограничениями.
В заключении с отказом от его составления
аудитор указывает, что он не в состоянии выразить мнение о достоверности
бухгалтерской отчетности, т. е. не может составить ни безусловно-положительное,
ни условно-положительное, ни отрицательное заключение. Отказ от составления
заключения может быть обусловлен, например, тем, что аудитор ограничен в
доступе к информации, вследствие чего не может сформировать мнение.
Аудитор может оказаться не в состоянии выразить
безоговорочно (безусловно) положительное мнение, если существует хотя бы одно
из следующих обстоятельств, и в соответствии с суждением аудитора данное
обстоятельство оказывает или может оказать существенное влияние на
достоверность бух. отчетности:
1) имеется ограничение объема работы аудитора;
2) имеется разногласие с руководством
относительно:
а) допустимости выбранной учетной политики;
б) метода ее применения;
в) адекватности раскрытия информации в бух.
отчетности.
Обстоятельства, указанные в п.1, могут привести к
выражению мнения с оговоркой или отказу от выражения мнения. Обстоятельства,
указанные в п.2, могут привести к выражению мнения с оговоркой или
отрицательному мнению.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Аудиторские стандарты
Аудитор (Квалификационный справочник)
Аудит. Список рекомендуемой литературы
Аукционист
Ацетонобутиловое производство: Раздел ЕТКС
Аэрографист щипковых инструментов
|