Т.А. Фролова
Бухгалтерский учет
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.
Тема 1. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.5. Организация бухгалтерского учета на предприятии
Ответственность за организацию бухгалтерского учета на
предприятии, соблюдение законодательства несет руководитель. В зависимости от объема
учетной работы руководитель может:
1) учредить бухгалтерскую службу, как отдельное
подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
2) ввести в штат должность бухгалтера;
3) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета
специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
4) вести бухгалтерский учет лично.
Основные функции, выполняемые бухгалтерией:
-
учет материально-технических ценностей
(основных средств, материалов);
-
учет расчетов по оплате труда;
-
учет затрат на производство;
-
учет финансовой деятельности
(реализации продукции, прибыли, фондов и резервов;
-
учет денежных операций (денежных средств
в кассе, на расчетном счете, расчетов с поставщиками, прочими кредиторами,
расчетов с бюджетом и т.п.);
-
составление бухгалтерской отчетности.
Под формой бухучета понимается процесс обработки учетной информации при различном сочетании
регистров аналитического и синтетического учета, их взаимосвязь и
последовательность записи в них.
На предприятиях могут использоваться различные формы
бухучета:
1. Журнально-ордерная основана на использовании шахматного принципа
регистрации операций и их накапливании за каждый месяц. За один рабочий прием
сумма хозяйственных операций отражается по дебету и кредиту корреспондирующих
счетов. Это возможно потому, что все журналы-ордера построены по кредитовому
признаку в корреспонденции с установленными дебетуемыми счетами.
2. Журнал-Главная означает, что для регистрации хозяйственных операций
используются специальные накопительные ведомости учета основных средств,
амортизации, производственных запасов и затрат, готовой продукции. Главная
книга открывается на год, в ней каждому счету отводится развернутый лист для
записи сальдо, оборота по дебету в развернутом виде и общей суммы оборота по
дебету и кредиту;
3. Мемориально-ордерная основана на использовании мемориальных ордеров. Сумма
мемориального ордера записывается в книгу «Журнал-Главная» в графу «Сумма по
ордеру», а затем в дебет и кредит соответствующих счетов;
4. Упрощенная форма используется для субъектов малого
предпринимательства. При этом способ двойной записи не применяется, ведется
Книга учета доходов и расходов;
5. Таблично-автоматизированная (использование бухгалтерских программных продуктов).
Руководитель предприятия формирует учетную политику на
основе ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. Приказом Минфина РФ от
06.10.2008г. №106н.
Учетная политика – это совокупность способов ведения
бухгалтерского учета на конкретном предприятии.
Осуществляется выбор одного из нескольких вариантов,
допускаемых законодательством. Например, способ начисления амортизации,
критерии отнесение материальных ценностей к основным средствам или материалам.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Организация бизнеса
Организация безналичных расчетов (Фролова Т.А., 2010)
Организация безналичных расчетов
Организация бухгалтерского учета на предприятии
Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Организация выполнения управленческих решений как стадия менеджмента
Организация государственного надзора за
торговым мореплаванием
|