Т.А. Фролова
Бухгалтерский учет
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.
Тема 11. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
11.1. Порядок организации работ по завершению финансового года
Формирование отчетности предприятия является
завершающим этапом учетных работ. В ходе его выполнения подготавливается
информация, необходимая как внутренним, так и внешним пользователям.
До формирования
отчетных показателей бухгалтерской отчетности организации за отчетный год,
составления отчетности, ее утверждения и представления по принадлежности, в
каждой организации должны быть мероприятия по завершению финансового отчетного
года (процедура закрытия отчетного года), которые включают в себя:
1. Обязательную годовую инвентаризацию имущества и
обязательств.
2. Пересмотр положений учетной
политики.
3. Проведение документальной проверки оформления
хозяйственных операций.
4. Исправление
ошибок.
5. Завершающие записи
по счетам бухгалтерского учета и реформация
баланса.
Для проведения
завершающих мероприятий определяется их перечень, конкретные сроки проведения,
ответственные исполнители, а также порядок внутреннего контроля за их
выполнением.
Проведение итоговой
инвентаризации имущества и обязательств в конце отчетного года перед
составлением годовой бухгалтерской отчетности является обязательным в
соответствии с п. 2
ст. 12 Закона о бухгалтерском учете и п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности.
Порядок и сроки
проведения такой инвентаризации определяются руководителем организации и
закрепляются в его распорядительном документе (приказе) по организации или в
учетной политике.
При организации и
проведении инвентаризации должностные лица организации, члены комиссии и
материально ответственные лица (ответственные должностные лица) должны
руководствоваться «Методическими
указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»,
утвержденными приказом Минфина РФ от 13.06.1995 года N
49.
Задачи
инвентаризации:
а) выявление
фактического наличия основных средств, товарно-материальных ценностей и
денежных средств, а также объемов незавершенного производства в натуре;
б) контроль за
сохранностью материальных ценностей и денежных средств путем сопоставления
фактического наличия с данными бухгалтерского учета;
в) выявления
товарно-материальных ценностей, частично потерявших свое первоначальное качество,
и устаревших морально;
г) выявление
сверхнормативных и не используемых материальных ценностей (так называемых
«неликвидов») с целью последующей реализации;
д) реальности
стоимости учтенных на балансе ТМЦ, сумм денежных средств в кассах, на расчетном
и других счетах в учреждениях банков, денежных средств в пути, дебиторской и
кредиторской задолженности, незавершенного производства, расходов будущих
периодов, проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей
и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин,
оборудования и других основных средств;
е) проверка резерва
предстоящих расходов и платежей и других статей баланса.
Проведение
инвентаризации возлагается на постоянно действующую в организации инвентаризационную
комиссию, персональный состав которой утверждается приказом (распоряжением)
руководителя организации в начале отчетного года. По объектам основным средств,
незавершенному производству, материально-производственным запасам инвентаризация
может проводиться и до окончания года. Инвентаризация же расчетов может
осуществляться только на отчетную дату, а именно на 1 января, так как в
противном случае не будут подтверждены соответствующие статьи баланса. Поэтому
период итоговой инвентаризации, как правило, приходится на октябрь отчетного
года - февраль следующего календарного года.
К имуществу
организации, наличие которого должно быть проверено в ходе
инвентаризации, относятся основные средства, нематериальные активы, финансовые
вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы,
денежные средства и прочие финансовые активы.
Под финансовыми
обязательствами понимаются кредиторская задолженность, кредиты банков,
займы и резервы. В
акте инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками, прочими дебиторами и
кредиторами (типовая форма N ИНВ-17) отражаются сведения (данные) о расчетах с
покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и
кредиторами. Следует учитывать, что до начала инвентаризации должны быть
составлены акты сверки со всеми категориями поставщиков, покупателей, прочих
дебиторов и кредиторов, а также по получателям сумм налогов и других
обязательных отчислений, и направлены им.
По результатам
проверок фактического наличия имущества и финансовых обязательств должны
составляться сличительные ведомости. Они составляются только по имуществу, при инвентаризации
которого были выявлены отклонения от учетных данных.
Обобщенные данные результатов
проведенных инвентаризаций обобщаются в «Ведомости результатов, выявленных инвентаризацией»
(форма № ИНВ-26).
По результатам
рассмотрения представленных материалов руководитель организации принимает
решение о взаимном зачете излишков и недостач в результате инвентаризации; о
списании выявленных недостач в пределах норм естественной убыли; привлечении
виновных лиц к ответственности за недостачи ценностей сверх норм естественной
убыли (в том числе с передачей дел в следственные или судебные органы).
Выявленные при
инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными
бухгалтерского учета в следующем порядке:
а) излишек имущества
приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и
соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты:
Д 01,04,10,41 К 91 «Прочие
доходы и расходы;
б) недостача имущества и
его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства
или обращения (Д 26,44 К 94), сверх норм - за счет виновных лиц (Д 73 К 94).
Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них,
то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые
результаты (Д 91 К 94).
В случае выявления
организацией неправильного отражения хозяйственных операций текущего периода до
окончания отчетного года или до даты утверждения бухгалтерской отчетности,
исправления производятся записями по соответствующим счетам бухгалтерского
учета в том месяце отчетного периода, когда искажения выявлены или в декабре
текущего года.
При этом
неправильная запись сторнируется и производится правильная запись по счетам
бухгалтерского учета. При необходимости, на разницу в суммах может быть
оформлена дополнительная запись по учету.
Реформация баланса
организации – это итоговые проводки, которые распределяют полученную в течение
отчетного года прибыль или списывают полученный за отчетный год убыток.
До проведения
реформации по всем счетам бухгалтерского учета должны быть определены
окончательные остатки по состоянию на отчетную дату, а именно на 1 января
следующего года. Записями, оформляемыми за декабрь отчетного года до даты
проведения реформации, могут быть записи, связанные с:
- отражением
результатов инвентаризации и выявленных расхождений;
- начислением или
списанием сумм резервов;
- исправлением
ошибок;
- отражением
отдельных доходов и расходов, не подтвержденных расчетными документами;
- отражением последствий событий
после отчетной даты (регулируется ПБУ 7/98) и условных фактов хозяйственной
деятельности (регулируется ПБУ 8/98).
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Порядок организации работ по завершению финансового года
Порядок организации налогового учета по срочным
сделкам при применении кассового метода - ст.327 НК РФ
Порядок организации и проведения проверок
работодателей
Порядок оспаривания и признания
недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку
Порядок осуществления контроля за поведением
условно осужденных - ст.188 УИК РФ
Порядок отбывания
принудительных работ
|