Т.В. Алесинская
Основы логистики. Функциональные области логистического управления
Часть 3. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. 116 с.
1. ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА
1.4. Модели перевозки грузов
Транспортировка
грузов предполагает различные варианты использования одного или нескольких
видов транспорта в перевозочном процессе. В настоящее время существует ряд
моделей перевозки грузов, которые представлены в табл.1.7.
Таблица 1.7
Виды
моделей перевозки грузов
Модель
|
Специфические признаки
|
Методы организации
|
Уни-
модальная
|
Один вид транспорта,
единые фрахт и проездные документы, один диспетчерский пункт
|
«От двери до двери» отправителя и получателя
|
Интер-
модальная
|
Распределение
ответственности за груз между участниками перевозки грузов, различные тарифы и
транспортные документы
|
Система «MRP» – толкающая
плановая система
|
Мульти-модальная
|
Роль
перевозчика – один вид транспорта, остальные участники перевозок –
оплата услуг, единая ставка фрахта, единый транспортный документ
|
«Точно в
срок» – тянущая позаказная система
|
Транс-
модальная
|
Единые
транспортно-проездные документы на перевозку грузов различными транспортными
средствами
|
«Движущееся
шоссе» – непрерывный процесс перевозки
|
Амодальная
|
Один диспетчерский
пункт, различные маршруты движения транспортных средств, единая сквозная
ставка фрахта, единая ответственность за груз
|
Сочетание систем «MRP» и «точно в срок» – метод быстрого реагирования
|
Унимодальная
модель, как правило, применяется в случаях, когда четко заданы начальный и
конечный пункты транспортировки, и при этом отсутствуют промежуточные операции
по складированию и грузопереработке. Эта модель используется при
крупнотоннажных отправках и при наличии подъездных путей в конечном пункте доставки
груза.
Все остальные
модели относятся или к системе смешанной перевозки грузов,
осуществляющей процесс транспортировки двумя видами транспорта (например,
железнодорожный-автомобильный или морской-железнодорожный), или к системе комбинированной
перевозки грузов, осуществляемой несколькими видами транспорта.
Интермодальная модель
представляет собой последовательную перевозку грузов несколькими видами
транспорта в одной и той же грузовой единице или транспортном средстве без перегрузки
самого груза при его перевалке на другой вид транспорта. Это могут быть
трейлерные перевозки, перемещение железнодорожного вагона на
тележках-тяжеловозах автомобильного транспорта; контрейлерные перевозки –
перемещение автотранспортных средств на вагоне-платформе; системы
роудрейлеров – установка полуприцепа на железнодорожную тележку.
Мультимодальная модель
перевозки грузов представляет собой модификацию интермодальной модели и
отличается от нее тем, что в перевозках один вид транспорта (например,
железнодорожный) выступает в роли основного перевозчика, а взаимодействующие
виды транспорта являются клиентами, оплачивающими его услуги. К основным
принципам функционирования приведенных моделей следует отнести единый
коммерческо-правовой режим; комплексный подход к решению
финансово-экономических вопросов организации перевозок; единый
организационно-технологический подход к управлению перевозками; координация
действия всех логистических посредников, участвующих в процессах
транспортировки.
Наиболее прогрессивными
моделями перевозки грузов на сегодняшний день, способными повысить
конкурентоспособность транспортных услуг, являются: трансмодальная модель,
основанная на технологии перевозок различными видами транспорта по единым
транспортно-проездным документам; амодальная модель, предусматривающая
организацию определенных маршрутов, реализуемых различными видами транспорта и
контролируемых из одного диспетчерского пункта.
Для перевозок,
использующих различные виды транспорта важны системы перемещения продукции
между способами перевозки. Здесь ставится цель добиться бесперебойного
движения, и лучший способ для этого – использование
модульных или единичных грузов. В этом случае все виды
продукции помещают в стандартные контейнеры и выбирают оборудование для работы с такими контейнерами. Размещение
продукции в эти упаковки сокращает необходимость
грузопереработки отдельных составляющих контейнера, так как контейнер
перемещается от точки отправления до места назначения. По всему миру для эффективного
перемещения контейнеров и для минимизации
задержек при перегрузке с одного типа транспорта на другой или от одного перевозчика к другому построены крупные контейнерные порты (containeг
poгts) и терминалы
(teгminals).
В конце 1960-х годов
60 % всего времени перевозки грузов судами приходилось на время ожидания в портах загрузки и разгрузки.
Главным образом благодаря использованию контейнеров удалось это время
существенно сократить, и теперь суда могут обрабатываться
за несколько часов. Существует практическое правило: требуется всего
день для обработки контейнеровоза и три недели
для обычного судна. В настоящее
время свыше 70 % перевозок грузов
осуществляются в контейнерах. К основным преимуществам использования
контейнеров в транспортных операциях относятся:
· упрощенная перевозка и организация потока
продукции;
· более легкая и быстрая грузопереработка;
· реальное предоставление услуг «от двери до двери»;
· ускорение доставок грузов;
· сокращение убытков из-за повреждений, ошибок в
доставках и хищений;
· сокращение затрат на упаковку;
· сокращение затрат на страхование;
·
разделение не совместимых друг с
другом товаров;
· использование для перевозки менее напряженных
маршрутов.
Контейнерным перевозкам есть различные
альтернативы, например, перевозка
«гаптибэк». Перевозка «гаптибэк» (piggy-back tгanspoгt) или контрейлерная перевозка, когда грузовик или,
что происходит чаще, только трейлер для более быстрой перевозки на большое расстояние заезжает на
железнодорожную платформу и перевозится по железной дороге. В туннеле под Ла-Маншем легковые автомобили и
грузовики на этом участке их поездки
перевозятся поездом.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Мода на консультирование
Множественность экземпляров коносамента - Кодекс торгового мореплавания
Множественность преступлений и ее виды
Модели порождения данных
Модели сбережения, потребления, инвестиций (Ланкин В.Е. и др.)
Модели сбережения, потребления, инвестиций
|