Т.В. Алесинская
Основы логистики. Функциональные области логистического управления
Часть 3. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. 116 с.
1. ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА
1.1. Важность и задачи транспортной логистики
Глобализация
экономики сопровождается небывалыми ранее темпами роста
торговли. Мировой объем экспорта за 50 лет вырос в 10 раз и продолжает увеличиваться
более высокими темпами, чем ВВП. Ежедневный объем валютных операций превышает
$1,5 трлн против $15 млрд в 1973 г. В этих условиях максимально возрастает
значение мировой транспортной сети. Транспорт служит материальной базой
производственных связей между отдельными территориями, выступает как фактор,
организующий мировое экономическое пространство и обеспечивающий дальнейшее географическое разделение труда.
Значительная часть логистических операций (ЛО) на пути
движения МП от первичного источника сырья до конечного потребителя
осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на
выполнение этих операций составляют до 50 % от суммы общих затрат на
логистику.
Основные группы
транспорта по назначению
1. Транспорт общего
пользования (магистральный) – отрасль народного хозяйства, которая
удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в
перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает
сферу обращения и население. К транспорту общего пользования относится
железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт.
2. Транспорт необщего
пользования (ведомственный, производственный) –
внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов,
принадлежащие нетранспортным предприятиям, является, как правило, составной
частью каких-либо производственных систем.
Основные
направления и задачи транспортной логистики
Организационное
направление:
- диспетчирование транспортных перевозок по
ряду основных операций (коммерческий осмотр грузов, проверка транспортных
средств, осуществление переадресации грузов, проведение перевалки грузов);
- разработка нормативной базы (расчет норм загрузки
транспортных средств, дифференциация нормативов для насыпных, навалочных,
наливных, лесных грузов);
- проведение
подготовительных процедур (подготовка необходимой перевозочной документации, маркировка грузов, осуществление
погрузочно-разгрузочных опepaций, определение
сроков доставки грузов, формирование грузов в соответствующий транспортный пакет, составление грузового плана
для различных видов транспорта).
Экономическое направление:
- анализ и оценка использования терминальных
перевозок в международном сообщении, в крупных морских портах и транспортных узлах;
- анализ и оценка переменных затрат, связанных с
перевозкой грузов (затраты на
топливо, смазочные материалы, электроэнергию, техническое обслуживание и текущий ремонт);
- анализ и оценку постоянных затрат, связанных с
перевозкой грузов;
- анализ и оценку логистических составляющих
издержек;
- оценку соотношения себестоимости перевозок грузов
и оборотных средств, вложенных в грузы (стоимость
грузовой массы), находящиеся в процессе транспортировки;
- определение
величины высвобожденных оборотных средств при ускорении доставки грузов;
- оптимизация расходов на транспортные операции
(начально-конечные операции, перемещения грузов, дополнительные
операции);
- минимизацию
средств технической оснащенности фронта погрузки и выгрузки по стоимостному
критерию.
Перевозочное
направление:
- выбора оптимальных вариантов транспортировки
грузов (выбор вида транспортировки или системы доставки грузов, выбор вида или
нескольких видов транспорта, выбор или оптимальное сочетание способа транспортировки, оптимальное сочетание участников
перевозочного процесса);
- составление рациональных маршрутов движения
транспортных средств (расчет графиков движения транспортных средств по
различным маршрутам, использование личных
видов транспорта, разработка гибких схем маршрутизации перевозок);
- рационального
использования транспортных средств по грузоподъемности (осуществления комбинированных перевозок, возможность использования
дополнительного оборудования в
процессе перевозки, разработка оптимальных схем укладки грузов в транспортное
средство);
- транспортировки грузов (доставка грузов
грузополучателям в установленные
сроки, осуществление развоза мелкопартионного груза в место назначения, разрешение споров, возникающих в процессе
транспортировки).
Сервисное направление:
-
осуществление возврата многооборотной тары (поддоны, контейнеры) с
организацией ее доставки;
-
выбор логистических посредников на
основе критериев заказчика (затраты, надежность и время доставки,
сохранность грузов);
-
отслеживание грузов (экспорт-импорт)
при прохождении границ сопредельных государств;
-
предоставление информации о
транспортной компании по обслуживанию участников логистической цепи (ЛЦ);
-
получение документов для
экспортно-импортных грузов;
-
выполнение таможенных формальностей и
контроль оплаты таможенных пошлин, сборов и других расходов, связанных с
транспортировкой;
-
хранение, складирование, сортировка, комплектация грузов; информационные услуги, страхование и охрана грузов.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Вагранщик
Вагранщик (Часть №2 выпуска №40 ЕТКС)
Вагонетчик воздушно-канатной дороги
Вакуумпрессовщик керамической массы и заготовок
Вакуумщик стеклоизделий (Часть №2 выпуска №41 ЕТКС)
Валовая выручка и издержки
|