Т.В. Алесинская
Основы логистики. Функциональные области логистического управления
Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. 79 с.
1. ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА
1.3. Организация снабжения на предприятиях
Организация снабжения
зависит от типа и размера организации. В небольшой организации за все закупки может отвечать один сотрудник. В организации
средних размеров может быть создан отдел, где работают сотрудники,
осуществляющие закупки, грузовые экспедиторы, складские работники и клерки. В
крупной организации снабжением могут заниматься сотни людей, координирующих огромные закупки
материалов.
Основные вопросы организации работы отдела закупок:
1)
как организовать закупки: централизованно или локально?
2)
какие вопросы будет уполномочен решать отдел снабжения?
3)
каков будет статус отдела снабжения, кому будет подчиняться директор по
закупкам?
4)
какова будет организационная структура и распределение обязанностей
внутри отдела снабжения?
Организации, чьи подразделения территориально удалены друг
от друга, могут прибегать в некоторых случаях к локальным вариантам организации
закупок. Но обычно снабжение предприятия организуется одним отделом, что
позволяет получить выгоды от централизованных закупок:
· устранение
дублирования;
· объединение
всех закупок аналогичных или похожих материалов, что позволяет получать скидки;
·
координация связанных между
собой видов деятельности для сокращения затрат на транспортировку,
хранение и обслуживание;
· наличие
единой точки контактов с поставщиками;
· сокращение
затрат на транспортировку, хранение и обслуживание;
· концентрация
ответственности за снабжение, что облегчает управленческий контроль.
На рис. 10.1 представлены два варианта организационной
структуры предприятия, которые принципиально отличаются возможностями
реализации системного подхода к управлению МП.
В варианте, представленном на рис. 1.1,а, функция
управления МП в процессе снабжения разделена между различными службами, что
снижает эффективность ее реализации. Структура, представленная на рис. 1.1,б,
устраняет такое разделение, объединяя управление запасами, закупки и
складирование в одних руках.
Ранг руководителя, которому подчиняется менеджер по
закупкам, это хороший показатель статуса отдела закупок на предприятии. Если
директор по закупкам является вице-президентом и подчиняется непосредственно
главе фирмы, то это показывает, что снабжение признано одной из функций уровня
высшего руководства. Но существуют ситуации, когда отдел закупок подчиняется
исполнительному директору по производству, либо вице-президенту по
административным вопросам, либо финансовому директору предприятия, либо службе
главного инженера.
Выбрав поставщика и заключив соглашения о закупках, организация затем должна следовать определенной
процедуре, которая зависит от типа закупаемой продукции. На рис. 1.2 представлены типовые шаги цикла закупок, которые
могут усложняться или упрощаться.
Первые три шага приводят к отбору материалов и поставщика, а
затем, на шаге 4, наступает основной момент, связанный с размещением заказа на
покупку. Здесь организация соглашается купить
конкретные материалы у поставщика, после чего заказ на закупку приводит
в действие всю цепь поставок (совместно с необходимым планированием производства,
заключением соглашений с транспортными
организациями, финансированием и т.д.). Заказ на закупку — это часть
юридического контракта между организацией
и ее поставщиком. Остальные шаги приводят к уточнению деталей поставки.
а
б
Рис. 1.1.
Варианты реализации функции снабжения на предприятии
Рис. 1.2.
Типовые шаги цикла закупок
Все эти действия приводят к определенным затратам,
иногда довольно высоким, что приводит к поиску путей их снижения.
Существует еще одна проблема – значительное время,
требующееся на их выполнение. Иногда доставка
материалов от поставщика может занимать один день, хотя сама организация доставки требует до пяти недель.
Большинство организаций уже сегодня в той или иной форме
пользуются электронным снабжением. По результатам ряда обзоров были сделаны
выводы, что с начала 2000-х годов свыше 50% европейских компаний применяют этот
вариант снабжения. К основным выгодам, обеспечиваемым электронным снабжением,
относят:
·
дает мгновенный доступ к поставщикам,
расположенным в любой точке мира;
·
создает прозрачный рынок, на котором
продукты легко доступны, а условия их получения приемлемы;
·
автоматизирует закупки, применяя
стандартные процедуры;
·
существенно снижает время, необходимое
для трансакций;
·
снижает затраты (как правило, на 12 –15%);
·
интегрирует собственную информационную
систему с аналогичными системами поставщиков.
Следует помнить, что электронное снабжение в первую очередь
обеспечивает гораздо более совершенные коммуникации, однако не обязательно улучшает
физический материальный поток. Основное влияние электронного снабжения
сказывается не только в повышении скорости закупок, а в его действии на цепь
поставок. Теперь заказчики могут покупать у многих поставщиков, географически
удаленных друг от друга. Кроме того, они могут покупать непосредственно у
производителей или поставщиков начального уровня, а также могут воспользоваться
множеством специализированных веб-ритейлеров.
Организации варьируют степень проработанности своих процедур
по снабжению, учитывая типы закупаемых материалов. Говоря в целом, чем выше
затраты на материалы и чем сложнее к ним требования, тем больше времени и
усилий требуется сотрудникам отдела
снабжения.
Типы материалов, требующие различных подходов к закупке:
·
для материалов, не относящихся к
важным, обеспечивающих низкую прибыль
и создающих небольшой риск при поставках, используются простые процедуры
закупок;
·
материалы,
отсутствие которых может вызвать затруднения в
работе, а наличие обеспечивает низкую прибыль и создает более высокий риск при
поставках, требуют установления долгосрочных контактов с альтернативными
источниками, чтобы избежать потенциально возможных проблем;
·
стратегические материалы, обеспечивающие высокую прибыль, требуют заключения более
формальных отношений с поставщиками на более долгий срок, возможно, создания
объединений и партнерств.
Выбор
метода закупок очень важен, т.к. от него зависит оборачиваемость запасов и
капитала предприятия, расходы непосредственно на закупку МР, на оформление
заказов, на хранение запасов, складские площади и т.д. Выбор метода закупок
зависит от политики УЗ, сложности и значимости для предприятия конечного
продукта, состава комплектующих изделий и материалов.
Основные методы закупок
·
Закупка товара одной партией предполагает поставку товаров большой партией за один раз
(оптовые закупки). Таким способом могут закупаться товары, потребность в
которых возникает непредвиденно, и которые не требуют длительного хранения. Плюсы:
простота оформления документов, гарантия поставки всей партии, повышенные
торговые скидки. Минусы: большая потребность в складских
помещениях, замедление оборачиваемости капитала.
·
Регулярные закупки мелкими
партиями. Покупатель заказывает
необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение
определенного периода в соответствии с графиком потребности в них. Плюсы:
ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мере
поступления отдельных партий; достигается экономия площади складских помещений;
сокращаются затраты на документирование поставки, т.к. оформляется только заказ
на всю поставку. Минусы: вероятность заказа избыточного количества
товаров; необходимость оплаты всего количества товаров, определенного в заказе.
·
Ежедневные (ежемесячные) закупки
по котировочным ведомостям используются
там, где закупаются дешевые и быстро потребляемые товары. Котировочные
ведомости составляются ежедневно
(ежемесячно) и включают следующие
сведения: полный перечень товаров;
количество товаров, имеющихся на складе; требуемое количество товаров. Плюсы: ускорение
оборачиваемости капитала, снижение затрат на
складирование и хранение, своевременность поставок.
·
Закупки по мере необходимости похожи на регулярную поставку товаров, но характеризуются
следующими особенностями:
-
количество поставляемых товаров не устанавливается, а определяется приблизительно;
-
поставщики перед выполнением каждого заказа связываются с
покупателем;
-
оплачивается только поставленное количество товара, т.е. по
истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые еще только должны быть поставлены.
Плюсы: отсутствие твердых обязательств по покупке определенного количества
товаров, ускорение оборота капитала,
минимум работы по оформлению документов.
·
Форвардные
закупки могут
производиться в двух формах:
- организация заказывает больше
материалов, чем ей необходимо в настоящее время и хранит излишек в запасах;
- заключение контрактов на доставку МР
в установленное время в будущем.
·
Различные комбинации перечисленных
методов.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Организация службы маркетинга на предприятии
Кеворков В.В., Леонтьев С.В. Политика и практика маркетинга на предприятии: Организация службы маркетинга на предприятии
Организация службы информации фирмы
Организация стратегического контроля
Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент: Организация стратегического контроля
Организация технического, материального и трудового обеспечения производства
|