Боровская М.А., Налесная Я.А.
БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ ПРЕДПРИЯТИЯМ
Учебно-методическое пособие. Таганрог: ТРТУ, 2006
ТЕМА 10. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ
10.2. Расчеты платежными требованиями-поручениями
Платежное требование-поручение представляет
собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании приложенных к
нему отгрузочных и товарных документов стоимость поставленных по договору
продукции, выполненных работ, оказанных услуг.
Платежное
требование-поручение выписывается поставщиком на основании фактической отгрузки
продукции или оказания услуг на стандартизированном бланке в 3-х экземплярах и
вместе с отгрузочными документами направляется в банк покупателя для оплаты.
Возможен прием требований-поручений и на инкассо (в банке поставщика).
Инкассо - это банковская
операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает
причитающиеся ему денежные средства от других организаций и предприятий на
основе товарных, расчетных и денежных документов. При инкассовой услуге банк
поставщика сам пересылает платежные требования-поручения в банк плательщика
через органы связи спецпочтой. При взаимной договоренности между поставщиком и
покупателем и их банками в целях ускорения расчетов почтовая пересылка документов
из банка поставщика в банк плательщика заменяется передачей их содержания по
телетайпу или телефаксу. Инкассовые услуги поставщика предоставляются клиенту
за комиссионное вознаграждение.
Поскольку
инициатива в расчетах платежными требованиями-поручениями исходит от
поставщика, то оплата этих документов может быть произведена только с согласия
(акцепта) покупателя. С этой целью поступившие в банк покупателя платежные
требования-поручения регистрируются в специальном журнале и передаются банком
непосредственно плательщику под расписку для акцепта.
Отечественная
банковская практика знает разные формы акцепта: положительный
и отрицательный, предварительный и последующий, полный и частичный.
Положительный
акцепт
- форма акцепта, при которой плательщик обязан по каждому расчетному документу,
содержащему требование поставщика на оплату, заявить в письменной форме либо
свое согласие на оплату, либо отказ от акцепта.
Отрицательный
акцепт
- форма акцепта, при которой плательщик письменно уведомляет банк только об отказе
акцепта. Не заявленные в условленный срок отказы расцениваются банком как
согласие плательщика на оплату (молчаливый акцепт).
Предварительный
акцепт
означает, что плательщик свое согласие на оплату требования поставщика дает до
списания денег с его счета. При этом расчетный документ считается
акцептированным, если плательщик не заявил банку отказ в течение трех рабочих
дней. При этом день поступления расчетного документа в банк в расчет не
принимается. Оплата производится на следующий день по истечении срока акцепта.
Последующий
акцепт
предусматривает немедленную оплату расчетных документов по мере их поступления
в банк в течение операционного дня банка.
До 1991 года в
нашей стране основной формой акцепта был отрицательный акцепт предварительного
характера.
Сегодня
Положение «О безналичных расчетах в Российской Федерации» предусматривает
использование в расчетах платежными требованиями-поручениями положительной
формы акцепта, которая всегда имеет предварительный характер.
Заявленный
плательщиком отказ может быть полным или частичным и обязательно должен быть
мотивирован.
Традиционными
мотивами отказов от акцепта являются:
- товар не
заказан;
- счет
бестоварный;
- отсутствует
согласованная цена;
- отгрузка по
ненадлежащему адресу, а также другие мотивы, связанные с нарушением договорных
обязательств со стороны поставщика.
Как правило,
мотив отказа от акцепта должен быть подтвержден ссылками на соответствующие
пункты договора между поставщиком и покупателем.
Для
акцептирования платежного требования-поручения плательщику дается 3 рабочих дня
(не считая дня поступления его в банк плательщика).
При согласии
оплатить полностью или частично платежное требование-поручение плательщик
заверяет его подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом в банке, и
оттиском печати на всех 3-х экземплярах, и сдает их в обслуживающий банк, из
которых:
1-й экземпляр
служит основанием для списания средств со счета плательщика и остается в
документах для банка;
2-й экземпляр
высылается в банк поставщика, где служит основанием для зачисления средств на
счет поставщика;
3-й экземпляр
возвращается плательщику как расписка в совершении банковской операции по его
счету.
При частичном
отказе от оплаты в платежном требовании-поручении в графе “Сумма к платежу”
плательщик проставляет ту сумму, которую согласен оплатить.
В случае отказа
полностью или частично оплатить платежное требование-поручение плательщик
оформляет сопроводительное письмо (извещение) с мотивировкой отказа от акцепта.
Если отказ частичный, то сопроводительное письмо передается плательщиком в
обслуживающий его банк вместе с оформленным платежным требованием-поручением
для пересылки его вместе с последним в банк поставщика. В случае полного отказа
от акцепта платежное требование-поручение вместе с сопроводительным письмом
возвращается к поставщику, минуя банк.
Расчеты
платежными требованиями-поручениями, являясь новой для нашей банковской
практики формой безналичных расчетов (введена в 1990 г. ), можно оценить в качестве перспективной, т. к. она отвечает финансовым и хозяйственным
интересам и поставщиков, и покупателей, укрепляет договорные отношения в
хозяйстве: ускоряется выписка расчетных документов, т. к. их оформление
осуществляет сам получатель платежа, поставщик - сразу после отгрузки продукции
или оказания услуг; поставщик имеет возможность на время отвлечения средств из
хозяйственного оборота в отгруженные товары получить в банке факторинговый
кредит.
Схема
документооборота при расчетах за товары и услуги
платежными
требованиями-поручениями

1 – отгрузка
продукции, оказание услуг;
2 – выписка
комплекта платежных требований-поручений и пересылка его вместе с отгрузочными
документами в банк плательщика;
3 – передача
полученных документов для акцепта;
4 – возврат
платежных требований-поручений с акцептом плательщика;
5 – передача
документов на ВЦ для списания средств со счета плательщика;
6 – оформление
документов, прошедших через ВЦ, и передача их в РКЦ;
7 – оформление
кредитового авизо и отсылка его с экземпляром платежного требования-поручения
(2-й экземпляр) в адрес РКЦ (филиал Б) с одновременным списанием средств с
корреспондентского счета банка плательщика;
8 – зачисление
средств на корреспондентский счет банка поставщика;
9 – списание
средств с корреспондентского счета поставщика и зачисление их на расчетный счет
поставщика;
10 – выписка
из расчетного счета поставщика о зачислении средств по платежному
требованию-поручению.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Расчеты платежными поручениями
Расчеты платежными поручениями (Фролова Т.А.)
Расчеты платежными поручениями
Расчеты по аккредитивам
Расчеты по аккредитивам (Фролова Т.А.)
Расчеты по инкассо
|