М.Н. Корсаков
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
Конспект лекций. Таганрог: ТРТУ, 2005
ТЕМА 7: Прибыль и рентабельность.
1. Классификация затрат для
определения прибыли.
2. Виды себестоимости.
3. Подходы к определению
прибыли.
4. Прибыль предприятия.
5. Рентабельность и ее
показатели.
1. Для определения величины потребленных ресурсов
принято выделять входящие и истекшие затраты.
Входящие – это затраты
на приобретенные и имеющиеся в наличии ресурсы, которые должны принести
доход в будущем.
Эти затраты отражаются в активе баланса в составе производственных
запасов. Они постепенно переходят в состав расходов будущих отчетных периодах.
Истекшие – это израсходованные ресурсы, которые принесли
доход в настоящем и потеряли способность приносить доходы в будущем.
Эти затраты регистрируются как расходы на счете прибылей и убытков
текущего отчетного периода.
В соответствии с мировой экономической практикой в себестоимость
включаются только те затраты, которые непосредственно связаны с производством
продукции.
В
связи с этим можно выделить производственные и непроизводственные затраты.
Производственные затраты – образуют себестоимость
продукции и относятся на произведенные в течение отчетного периода продукты.
Непроизводственные затраты – на отдельные виды
продуктов не распределяются; образуют затраты отчетного периода и учитываются
как самостоятельные расходы на счете прибылей и убытков.
2. Виды себестоимости.
Себестоимость может быть сформирована на базе следующих пяти блоков:
1.
Прямые материальные затраты: (прямые затраты, переменные затраты,
основные, производственные расходы.)
2.
Прямые трудовые затраты: (такая же характеристика как и у предыдущего
блока)
3.
Общепроизводственные расходы: (косвенные, основные производственные
расходы, условно-постоянные.)
4.
Общехозяйственные расходы: (косвенные, непроизводственные расходы,
условно-постоянные.)
5.
Коммерческие расходы: (косвенные, непроизводственные расходы,
постоянные и переменные.)
Затраты 1, 2 и 3-го блоков вызваны производством конкретных видов
продукции и составляют себестоимости этих видов продукции.
Затраты 4-го и 5-го блоков вызваны функционированием предприятия как
субъекта хозяйствования и составляют затраты отчетного периода.
Затраты всех пяти блоков составляют полную себестоимость (затраты на
производство и реализацию).
Традиционно исходя из статей калькуляции выделялись
следующие виды себестоимости:
1.
Цеховая себестоимость ( сумма первых 10 статей
калькуляции);
2.
Общезаводская себестоимость (сумма 13 статей калькуляции);
3.
Полная себестоимость.
В современных условиях затраты целесообразно группировать по следующей
схеме:
1.
Производственная себестоимость (сумма первых трех блоков)
2.
Общая производственная себестоимость (сумма первых 4 блоков)
3.
Полная себестоимость.
3. Подходы
к определению прибыли.
Функционирование
рыночного механизма постоянно выдвигает новые требования к учету
производственных затрат, методам их формирования и системам управления
затратами.
В
настоящее время существует два основных подхода к исчислению затрат и
определению прибыли:
1)
подход ориентирован на совершенствование методов
калькуляции и систем контроля за затратами по каждому
виду продукции. Характеризуется делением всех затрат на прямые
и косвенные с последующей группировкой затрат по видам расходов. Системы учета
и управления затратами предусматривают отображение наших затрат;
2)
подход направлен на создание и совершенствование систем
управления затратами и создания методик принятия управленческих решений в
зависимости от конъюнктуры рынка и других внешних факторов. Он характеризуется
делением всех затрат на постоянные и переменные. Система учета затрат
предусматривает отображение зависимости расходов от объема и структуры готовой
продукции, при этом себестоимость калькулируется на основе частичных затрат.
Считается,
что первый подход ориентируется на производство (внутренний фактор), а второй
на рынок (внешние факторы).
Двум
предложенным подходам соответствуют два различных алгоритма определения
прибыли.
Вп
(нетто) – выручка за минусом НДС, таможенных начислений и платежей и других
аналогичных расходов.
Результаты расчетов по предложенным схемам могут
совпасть только в том случае, когда вся произведенная продукция в отчетном
периоде в нем же и реализована.
4.
Прибыль предприятия.
При определении прибыли предприятия учитываются
следующие элементы:
1)
Доходы и расходы по обычным видам деятельности.
2)
Операционные расходы и доходы.
3)
Внереализационные расходы и доходы.
4)
Чрезвычайные доходы и расходы.
Для определения прибыли
предприятия полученная ранее прибыль от продаж корректируется по следующей
схеме.
1)
Пп (прибыль от продаж)
2)
+- Операционные доходы (риск):
+-
% к получению (уплате)
+-
доходы от участия в других организациях
+-
прочие операционные доходы.
3)
+- Внереализационные доходы ( расходы)
= Прибыль до
налогообложения
- Налог на прибыль
= Прибыл
от обычной деятельности
4)
Чрезвычайные доходы (расходы)
= Чистая
прибыль.
Чистая
прибыль остается в распоряжении предприятия и служит для формирования различных
фондов (резервный фонд, фонд накопления, фонд поощрения).
В
настоящее время происходит разграничение между показателями прибыли,
формируемыми в бухучете, и показателями прибыли, исчисленными в целях
налогообложения.
5. Рентабельность
и ее показатели.
Результаты
деятельности предприятия можно охарактеризовать с помощью показателя
экономической эффективности.
Экономический
эффект – это абсолютный показатель, который рассчитывается как разность
между доходами и расходами, обусловившими это доход. К таким показателям
относятся показатели прибыли.
Однако
показатели экономического эффекта не дают представления о степени доходности
предприятия.
Экономическая эффективность – это относительный показатель,
который соизмеряет полученный эффект с затратами, которые обусловили этот
эффект или с ресурсами, которые были использованы для достижения этого эффекта.
Для
оценки экономической эффективности используются показатели рентабельности,
которые можно сгруппировать по трем основным направлениям:
1)
Рентабельность активов: ROA
=Соответствующие
виды прибыли / Соответствующие виды активов
2)
Рентабельность продаж: ROS
= Соотв.
Виды прибыли / Выручка от продаж
3)
Рентабельность капитала: ROI
= Соотв.
Виды прибыли / Виды капитала
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Экономика предприятием: Предприятие в условиях рыночной экономики
Экономика предприятием: Персонал предприятия (Корсаков М.Н.)
Экономика предприятием: Основные средства и нематериальные активы
Экономика предприятием: Себестоимость продукции предприятия
Экономика предприятием: Состав косвенных расходов и порядок их распределения (Корсаков М.Н.)
Экономика предприятием: Экономические основы принятия решений о капитальных вложениях
|