Консалтинговая компания Консалтер.Ру
Главная Новости Библиотека Исследования Законодательство Консалтинг Бизнес-форумы Контакты

Реклама

Рекомендуем



Консалтер.Ру > Библиотека > Менеджмент

Г.А.Болошин
Сравнительный менеджмент
Методические материалы к курсу.Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2001

Тема 5. Реализация стратегии

Стратегическое развитие организации: организационно-структурный аспект

Стратегическое развитие организации: организационно-структурный аспект

 

От корпоративной стратегии к общей программе развития

От корпоративной стратегии к общей программе развития

 

 


Стратегические указывания

            Особо важную роль при переходе от Корпоративной стратегии к Общей программе развития организации играет так называемая «граница стратегии». При этом под границей подразумевается определенная система стратегических указаний.

Особая важность границы обусловлена тем, что содержательное и технологическое качество стратегических указаний, т.е. качество технологических указаний как элементов действующей в организации технологии менеджмента,  во-первых, существенным образом задает качество перехода от стратегии к тактической программе развития.

А во-вторых, качество стратегических указаний – это в существенной мере качество самой корпоративной стратегии и всей системы стратегического управления организации в целом.

Корпоративная стратегия по всей своей внутренней структуре, т.е. в разрезе как основных подсистем (отдельные бизнесы, функциональные направления и т.д.), так и конкретных стратегических позиций – должна завершаться соответствующими подсистемами стратегических указаний.

Лучше, если стратегические указания задаются в заранее установленном формате.

Стратегическое указание – это элемент стратегии, который как достаточно конкретное, точное и абсолютно управленчеки-технологическое указание позволяет осуществлять полноценное бизнес-планирование или напрямую принимать эффективные тактические управленческие решения. 

От выполнения долгосрочного плана – к реализации стратегии

Довольно распространенным является заблуждение, что процесс реализации стратегии представляет собой традиционную, т.е. обычную рутинную деятельность по выполнению принятого долгосрочного плана. Данное заблуждение приводит к соответствующим ошибочным действиям на практике.

Причина же ошибок заключается в том, что на самом деле традиционный процесс выполнения долгосрочного плана и процесс реализации стратегии различаются существенным образом.

Во-первых, современный процесс реализации стратегии по своей сути является весьма творческим действием, которое в обязательном порядке предполагает постоянный мощный мониторинг результатов реализации стратегии, а также гибкую систему ее коррекции в виде адекватных и своевременных изменений.

Таким образом, первое существенное отличие процесса реализации стратегии от процесса выполнения долгосрочного плана заключается в обязательном наличии творческого подхода – и – эффективной обратной связи.

Во-вторых, особенностью этапа реализации стратегии является также то, что на данном этапе происходит активное и, опять же, достаточно творческое – практическое создание – всех значимых условий осуществления как данной реализуемой стратегии, так и всех будущих стратегий организации.

Третье существенное отличие процесса реализации стратегии от процесса выполнения долгосрочного плана состоит в следующем: традиционное выполнение плана – это только, в той или иной мере, точное, добросовестное и в любом случае – просто исполнение – уже принятых решений, заданных в достаточно четких и строгих границах. Как говорится, «вот тебе план – приступай к исполнению, и думай только о том, как его точно выполнить; а самое содержание плана – это не твоя забота».

Со стратегией дело обстоит совсем иначе. Современный процесс реализации стратегии с самого первого этапа своего осуществления, - это не просто начало выполнения уже принятой стратегии, но и старт процесса создания следующей, т.е. будущей стратегии организации.

С первых моментов практической реализации официально принятой стратегии – через обратную связь системы стратегического менеджмента – начинает поступать информация о результатах – и сразу запускается механизм осмысления этих результатов, т.е. начинает действовать процесс стратегической рефлексии, а также вся система стратегического анализа в целом.

Таким образом, начало процесса реализации корпоративной стратегии, которое знаменует собой завершение одного цикла стратегического развития, одновременно является началом другого цикла такого развития.

Кроме того, существенное отличие процесса реализации стратегии – от обычного процесса выполнения долгосрочного плана – обусловлено принципиальным различием двух болеe общих ментальных моделей, в рамках которых данные процессы осуществляются.

Процессу выполнения – как долгосрочного, так и стратегического плана – присуща ментальная модель «От прошлого  к будущему»; а реализации стратегии – и как этапу стратегического цикла, и как элементу системы стратегического менеджмента – соответствует   ментальность «От будущего к настоящему и обратно». 

Необходимые условия

Можно выделить как минимум 2 принципиальных условия, которые необходимо обязательно выполнять для успешной реализации любой стратегии.

1. Менеджеры всех уровней должны иметь на руках стратегию организации в виде системы четких стратегических указаний и осуществлять такие указания строго в соответствии с текущим оперативным планом реализации стратегических изменений.

Менеджмент организации – в ходе всего процесса осуществления стратегии – обязан обеспечить данному процессу полноценное поступление всех необходимых ресурсов.

Топ-менеджерам следует, практиковать особое сопровождение процесса реализации стратегии, которое обязательно должно включать, мониторинг ее реального осуществления посредством контроля всех стратегических целей и  адекватные гибкие решения, направленные на практическое достижение таких целей.

Компетенция и навыки

Стратегические изменения, в конечном счете, адекватным образом должны быть закреплены в профессиональных навыках соответствующих специалистов организации.

При этом – особое значение имеют адекватные изменения в так называемой «ключевой компетенции» организации, так как именно с такими изменениями, в первую очередь, связано как повышение ее тактической конкурентоспособности, так и усиление – стратегического конкурентного преимущества.

Ключевые стратегические изменения

Ключевые стратегические изменения – это суть «нового порядка вещей» для коммерческой организации.

А в несколько иных терминах, осуществление ключевых стратегических изменений – это ключ – к успешной реализации соответствующей стратегии.

Ключевые и ведущие стратегические изменения представляют собой как близкие теоретические понятия, так и почти совпадающую практику. Но, тем не менее, значимое различие существует. Ключевые изменения составляют лишь часть ведущих стратегических изменений, причем именно ключевую лидирующую и именно среди стратегических изменений первого, т.е. самого высокого уровня.

Другими словами, реализация ключевых стратегии изменений означает:

1 - осуществление всех решающих изменений, связанных с данной конкретной корпоративной стратегией, т.е. ее практическое воплощение – как определенной качественно новой стратегии;

2 - воплощение - всей системы значимых стратегических изменений, так как реализация ключевых изменений влечет за собой – в качестве производных – осуществление всех ведущих изменений 1-го уровня, а они влекут за собой изменения 2-го уровня и т.д.

Управление процессом реализации стратегических изменений

Управление процессом реализации стратегических изменений

В  обучающейся организации– наряду с обучением различным другим премудростям современного менеджмента – происходит и процесс постоянного обучения как методам «нахождения», т.е. разработки эффективных стратегических изменений так и навыкам их наиболее рациональной реализации в конкретной бизнес-практике.

Другими словами, в соответствии с концептуальным подходом Менеджмент-Обучение, главный элемент механизма  управления процессом реализации стратегических изменений – это адекватное эффективное обучение всего персонала организации.

Более конкретно к ключевым элементам такого обучения относят:                                      

1 – обучение в команде;

2 – научение способности находить общее стратегическое видение успешного будущего организации, а также обучение адекватным способам его достижения;

3 – обучение умению находить и избавляться от всего негативного в деятельности организации, включая то, что препятствует ее прогрессивному стратегическому развитию;

4 – научение персонала эффективным практическим навыкам – как важнейшему активу организации;

5 – обучение современному системному мышлению, которое эффективно интегрирует все аспекты деятельности организации, включая стратегический.

Управление ключевыми стратегическими изменениями

Системе управления посредством ключевых стратегических изменений присущи и свои собственные характерные особенности.                                      

Из таких особенностей основными являются следующие.

1. Ключевые стратегические измененияэто своеобразная квинтэссенция новой корпоративной стратегии ее особые так называемые «основные стратегические драйверы». Особенность именно ключевых стратегических изменений состоит в том, что они являются не просто ведущими изменениями самого высокого уровня, но еще и в том, что они – как система – представляют собой предельно концентрированные изменения, т.е. своего рода свертку всей новой стратегии организации.

Поэтому осуществление системы ключевых стратегических изменений означает практическую реализацию новой корпоративной стратегии именно по существу, т.е. как нового, стратегического качества организации.

Следовательно. первый основной элемент системы управления ключевыми стратегическими изменениями – это четкое их определение и выделение в качестве наиболее приоритетных объектов управления.

2. Приоритетная концентрация всех необходимых ресурсов и их адекватное использование. То есть ключевые стратегические изменения должны осуществляться в самом приоритетном режиме как менеджерами организации, так и всеми другими ее специалистами.

3. Эффективный контроль за ходом реализации не только каждого ключевого стратегического изменения и всей их системы; но также за тем. чтобы данная реализация действительно влекла за собой – все необходимые системные изменения.

Другими словами, должен вестись контроль за тем, чтобы за лидирующей реализацией ключевых стратегических изменений обязательно следовали изменения 2-го. 3-го и т.д. уровней, т.е. всей системы стратегических изменений в целом.

4. В механизме управления ключевыми стратегическими изменениями – в ходе всего процесса их реализации – обязательно должна действовать органичная обратная связь.

5. Ключевые стратегические изменения можно назвать лидирующими изменениями, т.к. их практическое осуществление, как правило, требует особого стратегического лидерства.

Следовательно, - реализация стратегии – посредством системы   управления ключевыми  стратегическими изменениями – это важнейший аспект системы фактических внутренних лидирующих действий, во-первых, - топ-менеджеров, а во-вторых, - всего менеджмента организации.

Цель таких действий – сильные конкурентные преимущества - и - стабильный бизнес-успех

Таким образом, гибкая и адекватная реакция стратегического менеджмента на изменения внешней среды организации, глубокая органичность самой корпоративной стратегии и т.д. – все это – должно полноценно и практически действовать – именно в системе управления ключевыми стратегическими изменениями.

Программа управления стратегическими изменениями на период t-летней корпоративной стратегии

Программа управления стратегическими изменениями на период t-летней корпоративной стратегии

Материалы предоставлены сайтом "АУП.Ру - Электронная библиотека экономической и деловой литературы" (www.aup.ru)

Похожие материалы:
Реализация права на отпуск при увольнении работника
Реализация норм права: понятие и её формы (Батычко В.Т., 2005)
Реализация заложенного имущества
Реализация товаров, работ или услуг
Реальная ставка доходности с учетом инфляции и налогообложения (Масыч М.А.)
Ревизионная комиссия (ревизор) жилищного кооператива



О сайте   Авторам   Реклама и услуги   Контакты
Copyright © 2007-2021, Консалтер.Ру