Т.А.Фролова
Мировая экономика: конспект лекций
Таганрог: ТРТУ, 2005
Тема 2. МИРОВОЙ РЫНОК
4. Конкурентная борьба на мировом рынке
Различные этажи мирового рынка отличаются друг от
друга характером конкуренции. Конкурентоспособность базовых ресурсов
(агропродукты, лесоматериалы, топливо, минеральное сырье) определяется 2-мя
составляющими:
1)
природными качествами;
2)
издержками производства, хранения и транспортировки.
Природные свойства многих товаров (говядины,
апельсинов, минерального топлива) более или менее схожи. Главным фактором их
конкурентоспособности становится цена, а точнее издержки производства, хранения и
транспортировки. Эти издержки определяются стоимостью рабочей силы и
уровнем производительности труда, которая во многом зависит от технической
оснащенности производства.
Главная форма борьбы за рынки таких товаров –
ценовая конкуренция.
Основой конкуренции на рынке готовых изделий
являются потребительские свойства
товара. В значительной мере это обусловлено тем, что качество готовых
изделий изменчиво.
С. Линдер описал особенности международной торговли
готовыми изделиями:
1. Так как оптимум качества и цены приобретаемых готовых изделий обычно
зависит от объема платежных средств импортера (от среднего уровня доходов в
стране), то потребительские товары лучшего качества импортируются
преимущественно в страны с наиболее высокими доходами на душу населения,
изделия среднего качества – в страны с умеренными доходами и т.д.
Поэтому государства со схожими уровнями подушевых
доходов склонны иметь примерно одинаковую структуру спроса на готовые изделия
(по ассортименту и по качеству). Эта концепция «совпадающего спроса» частично
объясняет, почему обмен готовыми изделиями высокого качества наиболее
интенсивно протекает м/у богатыми странами. Основную часть этой торговли
составляют не предметы личного потребления, а инвестиционные товары. Дело здесь
не столько в высоких доходах, сколько в высоком уровне производственной
культуры, культуры быта и досуга.
2. Страны с
близкими уровнями технико-экономического развития обречены на обмен друг с
другом различными вариантами однотипных готовых изделий.
Структуры их
спроса и предложения близки, но не совпадают, т.к. инновация в производстве
товара появляется сначала в одной стране. А поскольку в развитых странах
инновации имеют место постоянно, то у них всегда есть возможность обмениваться
новинками готовых изделий. Поэтому между такими странами интенсивно развивается
внутриотраслевая торговля.
Названные особенности конкуренции определяют и
торговую политику государств, точнее степень тарифной и нетарифной защиты ими
внутреннего рынка.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Коневод
Кондуктор грузовых поездов (Выпуск №56 ЕТКС )
Кондуктор грузовых поездов
Конкурентные преимущества предприятия
Конкурентные стратегии (Арутюнова Д.В., 2010)
Конкурсный набор персонала на работу
|