Т.А.Фролова
Микроэкономика: конспект лекций
Таганрог: ТРТУ, 2006
Тема 7. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР
3. Чистая монополия
В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е.
понятия «фирма» и «отрасль» совпадают. Чистая (экономическая) монополия
возникает обычно там, где отсутствуют альтернативы, нет близких заменителей,
выпускаемый продукт в известной степени уникален. Это в полной мере можно
отнести к естественным монополиям,
когда увеличение числа фирм в отрасли вызывает рост средних издержек
(муниципальные коммунальные хозяйства). В этих условиях монополист обладает
реальной властью над продуктом, в известной мере контролирует цену и может
влиять на нее, изменяя количество товара.
Монополия возникает там и
тогда, где и когда велики барьеры для вступления в отрасль. Это может быть
связано с экономией от масштаба, с естественной монополией. Государство создает
официальные барьеры, выдавая патенты и лицензии, возникает легальная
монополия. Монополия может иметь своей основой исключительное право на
какой-либо ресурс.
Кривая спроса на продукт
монополии является кривой рыночного спроса. Монополист может определять объем
производства и назначать цену (рис.7.1). Чтобы максимизировать прибыль,
монополист выпускает такой объем продукции, при котором MR = MC. Цена
превышает предельный доход (P > MR). В
случае простой монополии (не прибегающей к ценовой дискриминации) предельный
доход всегда ниже ее цены. Когда спрос эластичен, значения предельного дохода
положительны и общий доход растет. Когда спрос неэластичен, предельный доход
меньше нуля и общий доход падает. Когда спрос единичной эластичности, MR = 0,
общий доход максимален.
Монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на
продукцию фирмы (1/ Е). Опираясь на это положение, А.П. Лернер в 1934 г.
предложил следующий индекс:
где IL - лернеровский индекс
монопольной власти;
Pm - монопольная цена;
MC - предельные издержки;
E – Коэффициент ценовой
эластичности спроса на продукцию.
Чем выше этот индекс, тем
больше монопольная власть.
Для характеристики
монопольной власти используется и показатель, определяющий степень
концентрации рынка. Он назван
индексом Херфиндаля-Хиршмана (Iнн):
где S1 – удельный вес самой
крупной фирмы в выпуске всей отрасли;
S2 - удельный вес следующей по
величине фирмы в выпуске всей отрасли;
Sn - удельный вес наименьшей
фирмы в выпуске всей отрасли.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Чертежник-конструктор
Чертежник (Квалификационный справочник)
Чернильщик ювелирных и художественных изделий
Чистая прибыль организации. Учет прибыли (убытков) предприятия
Чистильщик (Выпуск №1 ЕТКС)
Чистильщик абразивных изделий
|