Т.А.Фролова
Микроэкономика: конспект лекций
Таганрог: ТРТУ, 2006
Тема 1. БАЗОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
2. Потребности, ресурсы и выбор
Экономическая наука изучает
экономические потребности и способы их удовлетворения.
Экономические потребности – внутренние мотивы, побуждающие к
экономической деятельности.
Потребности подразделяются
на:
первичные, удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда);
вторичные, к которым относятся все остальные потребности.
Средства, удовлетворяющие
потребности, называются благами.
Одни из них имеются в неограниченном масштабе, другие – в ограниченном
размере. Последние называются экономическими
благами.
Экономические блага делятся на:
·
долговременные, предполагающие
многоразовое использование;
·
недолговременные, исчезающие в процессе
разового потребления.
Среди благ выделяют взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые
(комплементарные). Экономические блага можно разделить на настоящие и будущие,
прямые (потребительские) и косвенные (производственные).
Экономические ресурсы (факторы производства) – это
элементы, используемые для производства экономических благ.
К важнейшим из них относятся: земля, труд, капитал, предпринимательские
способность и информация.
Такие ресурсы, как земля, труд, капитал, взаимозаменяемы, что находит
свое выражение в производственной
функции.
Q = f (F1, F2,…, Fn),
где Q - объем производства,
F1, F2,…, Fn -
используемые производственные ресурсы.
Множественность экономических целей при ограниченности ресурсов ставит
проблему экономического выбора.
Экономический выбор – выбор
наилучшего из альтернативных вариантов
использования ресурсов, при котором достигается максимальное
удовлетворение потребностей при данных затратах.
Перед каждым человеком, фирмой и обществом в целом возникают
экономические проблемы: что, как и для кого производить. Экономическая наука
разрабатывает наилучшие варианты решения этих проблем. В последнем случае
возникает проблема рационального ведения
хозяйства.
В экономической теории предполагается, что каждый хозяйствующий агент
стремится к максимизации: потребитель – удовлетворения своих потребностей,
фирма – прибыли, государство – уровня благосостояния.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Потребление наркотических
средств или психотропных веществ без назначения врача
Потребительский кооператив - ст.116 ГК РФ
Потребительские рынки и покупательское поведение потребителей
Потребности, ресурсы и выбор
Потребность и необходимость в антикризисном управлении (Ланкин В.Е. и др.)
Похищение или повреждение документов, штампов,
печатей либо похищение марок акцизного сбора, специальных марок или знаков
соответствия
|