Т.А.Фролова
История экономических учений: конспект лекций
Таганрог: ТРТУ, 2004
Тема 4. ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ОБЩЕСТВА НАД ЭКОНОМИКОЙ
2. Учение Дж. М. Кейнса
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. обрушился с колоссальной силой
как на развитые, так и неразвитые в промышленном отношении страны. Поэтому
именно в 1929-1933гг. закончился период «скрытого» развития экономики; то было
время конца целого ряда старых и открытия новых технологических горизонтов,
проблеска новой цивилизованной системы.
Если «сила» неоклассической экономической теории конца XIX - начала XX в.
распространялась главным образом на микроэкономический анализ, то в условиях
нетипичного, можно сказать, кризиса, сопровождавшегося всеобщей безработицей,
стал необходим и иной - макроэкономический анализ, к которому, в частности, обратился
один из величайших экономистов нынешнего столетия английский ученый Дж. М.
Кейнс.
Итак, мировой экономический кризис 1929-1933 гг. предопределил
возникновение новых научных исследований, которые не утрачивают своей
актуальности ив наши дни, ибо основное их содержание — это государственное
регулирование экономики в рыночном хозяйстве. С тех пор берут свое начало
нацеленные на решение этих проблем два теоретических направления. Одно из них
опирается на учение Дж. М. Кейнса и его последователей и называется кейнсианским (кейнсианство), а другое, обосновывающее альтернативные кейнсианству
концептуальные решения, называется неолиберальным
(неолиберализм).
Джон Мейнард Кейнс (1883-1946)
учился у основателя Кембриджской школы экономической мысли А.Маршалла. Но,
вопреки ожиданиям, не стал его наследником и едва не затмил славу своего
учителя.
Своеобразное осмысление последствий самого
длительного и тяжелого экономического кризиса 1929-1933 гг.
отразилось в положениях изданной Дж.М. Кейнсом в Лондоне книги под названием
«Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Это произведение принесло
ему широкую известность и признание, поскольку уже в 30-е годы послужило
теоретико-методологической базой программ стабилизации экономики на уровне
правительств в ряде государств Европы и США. А сам автор книги был советником в
составе правительства Великобритании и разработал многие практические
рекомендации в области экономической политики. За всю парламентскую историю
Великобритании Дж.М. Кейнс стал первым среди ученых-экономистов, кто был
удостоен английской королевой титула лорда, дающего ему право участия в
качестве пэра в заседаниях верхней палаты парламента в Лондоне.
В числе его публикаций: «Трактат о вероятности» (1921), «Трактат о
денежной реформе» (1923), «Экономические последствия мистера Черчилля» (1925),
«Конец свободного предпринимательства» (1926), «Трактат о деньгах» (1930) и
некоторые другие.
«Общая теория» Дж.М. Кейнса
явилась поворотным пунктом в экономической науке XX в. и во многом определяет экономическую
политику стран и в настоящее время. Ее главная новая идея состоит в том, что
система рыночных экономических отношений отнюдь не является совершенной и
саморегулируемой и что максимально возможную занятость и экономический рост
может обеспечить только активное
вмешательство государства в экономику.
Новаторство экономического учения Кейнса в методологическом плане
проявилось, во-первых, в предпочтении макроэкономического анализа
микроэкономическому подходу, сделавшим его основоположником макроэкономики как
самостоятельного раздела экономической теории, и, во-вторых, в обосновании
(исходя из некоего «психологического закона») концепции о так называемом эффективном спросе, т.е. потенциально
возможном и стимулируемом государством спросе.
Опираясь на собственную, «революционную» по тем временам методологию
исследования, Кейнс в отличие от своих предшественников говорил о необходимости
недопущения с помощью государства урезания заработной толпы как основного
условия ликвидации безработицы, а также о том, что потребление ввиду
психологически обусловленной склонности человека к сбережению растет гораздо
медленнее доходов.
По Кейнсу, психологическая склонность человека сберегать определенную
часть дохода сдерживает увеличение дохода из-за сокращения объема
капиталовложений, от которых зависит перманентное получение дохода. Что
касается предельной склонности человека к потреблению, то она, по мнению автора
«Общей теории», постоянна и может поэтому обусловливать устойчивое соотношение
между увеличением инвестиций и уровнем дохода.
В методологии исследования Кейнса учитывается немаловажное влияние на
экономический рост и неэкономические факторы, как-то: государства
(стимулирующего потребительский спрос на средства производства и новые
инвестиции) и психологии людей (предопределяющей степень осознанных
взаимоотношений хозяйствующих субъектов).
Кейнс не отрицал влияния меркантилистов на созданную им концепцию
государственного регулирования экономических процессов. Его общие с ними
суждения очевидны:
- в стремлении увеличения массы денег в стране (как средство их
удешевления и соответственно снижения ставок ссудного процента и поощрения
инвестиций в производство);
- в одобрении роста цен (как способ, стимулирующий расширение торговли и
производства);
- в признании того, что недостаток денег служит причиной безработицы;
- в понимании национального (государственного) характера экономической
политики.
В его учении отчетливо прослеживается мысль о нецелесообразности
чрезмерной бережливости и накопительства и, наоборот, возможной пользе
всемерного расходования средств, поскольку, как полагал ученый, в первом случае
средства, скорее всего, приобретут неэффективную ликвидную (денежную) форму, а
во втором — могут быть направлены на увеличение спроса и занятости. Он также резко
и аргументирование критикует тех экономистов, которые привержены догматическим
постулатам «закона рынков» Ж.Б. Сэя и другим сугубо «экономическим» законам,
называя их представителями «классической школы».
Кейнс делает контрвывод: «Психология общества такова, что с ростом
совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не
в такой же мере, в какой растет доход». Для выявления причин неполной занятости
и неполной реализации, неравновесности экономики, а также для обоснования методов
ее внешнего (государственного) регулирования «психология общества» имеет не
меньшее значение, чем «законы экономики».
Между тем наращивание инвестиций и обусловленный этим рост национального
дохода и занятости населения может рассматриваться как целесообразный
экономический эффект. Последний, получивший в экономической литературе название
эффекта мультипликатора, означает,
что «увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества,
причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций».
Дж.М. Кейнс назвал его «мультипликатором инвестиций», который
характеризует положение о том, что «когда происходит прирост общей суммы
инвестиций, то доход увеличивается на сумму, которая в n раз превосходит прирост инвестиций».
Причина такого положения заключается в «психологическом законе», в силу
которого «по мере того, как реальный доход возрастает, общество желает
потреблять постоянно уменьшающуюся его часть».
Далее он приходит к выводу о том, что «принцип мультипликатора позволяет
дать общий ответ на вопрос о том, каким образом колебания инвестиций,
составляющих относительно небольшую долю национального дохода, способны
вызывать такие колебания совокупной занятости и дохода, которые характеризуются
гораздо большей амплитудой».
Но, по его убеждению, «хотя в бедном обществе размеры мультипликатора
сравнительно велики, влияние колебаний в размерах инвестиций на занятости
окажется много сильней в богатом обществе, так как можно предположить, что
именно в последнем текущие инвестиции составляют гораздо большую долю текущей
продукции».
Итак, суть эффекта мультипликатора действительно проста. Решающим
моментом при этом является побуждение инвестировать. Спустя несколько
десятилетий, разделяя идеи Кейнса о «склонности людей к сбережению», Дж.К. Гэлбрейт
писал, что «эти доходы должны быть инвестированы и, таким образом, истрачены
(или компенсированы затратами кого-либо еще). В противном случае покупательная
способность будет снижаться. Товары будут оставаться на полках, объем заказов
уменьшится, объем производств упадет, безработица увеличится. В результате
произойдет спад».
Итогом своего исследования Кейнс считал создание теории, которая
«указывает на жизненную необходимость создания централизованного контроля в
вопросах, которые ныне в основном предоставлены частной инициативе...
Государство должно будет оказывать свое руководящее влияние на склонность к
потреблению частично путем соответствующей системы налогов, частично
фиксированием нормы процента и, возможно, другими способами», ибо «именно в определении
объема занятости, а не в распределении» труда тех, кто уже работает,
существующая система оказалась непригодной». Но все же остаются широкие
возможности для проявления частной инициативы и ответственности».
Эффективность регулирования государством экономических процессов,
согласно Кейнсу, зависит от изыскания средств (государственные инвестиции,
достижения) по полной занятости населения, снижения и фиксирования нормы
процента. Он при этом полагал, что государственные инвестиции в случае их
нехватки должны гарантироваться выпуском дополнительных денег, а возможный
дефицит бюджета будет предотвращаться возрастанием занятости и падением нормы
процента. Иначе говоря, чем ниже норма ссудного процента, тем выше стимулы к
инвестициям, к росту уровня инвестиционного спроса, что в свою очередь
расширяет границы занятости, ведет к преодолению безработицы. При этом исходным
для себя он считал такое положение о количественной теории денег, в
соответствии с которым в реальной действительности «вместо постоянных цен при
наличии неиспользованных ресурсов и цен, растущих пропорционально количеству
денег в условиях полного использования ресурсов, мы практически имеем цены,
постепенно растущие по мере увеличения занятости факторов».
Для Кейнса полная занятость зависит от правильного соотношения процентной
ставки и заработной платы и может быть достигнута скорее путем понижения
первой, чем сокращения второй. Фундаментальная причина безработицы у Кейнса
состоит в том, что ставка процента в долгосрочной перспективе остается слишком
высокой
«Новый курс» Рузвельта. Кризис
20-х гг. был такой катастрофой, что экономисты стали говорить о конце
капитализма, о том, что в прежнем виде капиталистическая экономика не сможет
продолжать существование. Учение Кейнса и послужило теоретической основой
государственно-монополистического капитализма.
Сущность государственно-монополистического капитализма в том, что
государство начинает регулировать хозяйственное развитие, управлять им,
организует программирование экономики, т.е. приобретет функции, которых прежде
капиталистическое государство не имело. Поэтому правильней говорить о
государственном регулировании экономики.
Как это происходило в США? Новый президент США Франклин Д. Рузвельт
провозгласил систему мер оздоровления экономики — так называемый «новый курс».
При правительстве была создана «Национальная администрация по восстановлению
промышленности». Во главе ее встал «мозговой трест» — совет из крупнейших
экономистов и промышленников, который и стал осуществлять государственное регулирование
хозяйства.
Промышленность была разделена на 17 отраслевых групп. Во главе каждой
группы был поставлен свой орган и для каждой группы были введены свои правила —
«кодексы честной конкуренции». «Кодексы» устанавливали объем производства, цены
и т.д., ставили производство в определенные рамки в соответствии с емкостью
рынка сбыта, т.е. с расчетом не производить продукции больше, чем может
поглотить рынок.
Другим направлением курса Рузвельта была организация больших
государственных работ, на которые было ассигновано свыше 3 млрд. долл., —
строительство дорог, аэродромов, школ, больниц и других сооружений в основном в
сфере инфраструктуры. Для организации этих работ было построено 2,5 тысячи
палаточных лагерей, куда и собирали безработных.
Эти работы уменьшали безработицу и увеличивали рынок сбыта, потому что
бывшие безработные теперь получали зарплату и покупали товары, да и для самих
работ приобретались с рынка стройматериалы, строительные механизмы и многое
другое. Таким образом, эти работы поглощали товары с рынка, не производя
товаров, и это рассасывало кризис.
Соответствующие меры были приняты и в сельском хозяйстве. Государство
стало скупать земли у фермеров, оставляя эту купленную землю как пустошь, без
использования, стало выплачивать премии за сокращение поголовья скота, за
сокращение продукции, т.е. старалось сократить объем сельскохозяйственного
производства, привести его в соответствии с возможностями сбыта.
Такое государственное регулирование было необычным для старого
капитализма и воспринималось как нечто некапиталистическое. Поскольку меры
Рузвельта ограничивали свободу предпринимательства, Верховный суд США признал
политику Рузвельта противоречащей конституции, и в 1934 г. большинство
мероприятий «Нового курса» было запрещено.
После окончания кризиса подъем был довольно слабым. В 1937 г. качался
новый кризис. Промышленное производство упало на 36%, число безработных выросло
до 10,5 млн. Выход из этого кризиса был связан уже с началом второй мировой
войны.
В годы второй мировой войны для США повторилась ситуация первой. Военные
действия проходили в Европе, ее хозяйство разрушалось. В войну США вступили
позже других стран, но и после этого не испытали ее разрушительного действия:
на территории США военные действия не велись. Людские потери на территории США
составили б человек, погибших от взрыва бомбы, запущенной из Японии на
воздушном шаре. Согласно проведенным обследованиям американское население в
годы войны одевалось и питалось лучше, чем в довоенные годы.
Вклад США в победу над Германией был преимущественно материальным. 46
млрд. долл. составили поставки по ленд-лизу, т.е. передача участникам войны
против Германии различных военных материалов. Это не было подарком. Президент
Трумэн справедливо отмечал: «Деньги, истраченные на ленд-лиз, безусловно,
спасли множество американских жизней».
Но ленд-лиз был выгоден не только этим. Чтобы отправить снаряжение
союзникам, оно закупалось у американских корпораций; ленд-лиз вызвал
патриотическое оживление, увеличение занятости, новые доходы, новое строительство.
В годы войны увеличился вес государства. Военные промышленные предприятия
строило тогда государство. Было построено 2,5 тыс. новых заводов, оснащенных
передовой техникой. После войны эти предприятия были проданы монополиям, причем
продавались они в 3-5 раз дешевле, чем обошлись государству. Естественно, что в
этих условиях война обеспечила новый скачок в экономическом развитии США.
Промышленное производство выросло с 1938 по 1948 гг. более чем в два раза.
Выросла и доля США в мировом производстве. Если перед войной США давали
40% мировой капиталистической промышленной продукций, то к концу войны — 62%
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения
Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты (Батычко В.Т., 2010)
Участники рынка ценных бумаг
Учение Маркса
Учение физиократов (Фролова Т.А.)
Ученический договор
|