Т.А.Фролова
История экономических учений: конспект лекций
Таганрог: ТРТУ, 2004
Тема 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДОРЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
2. Экономическая мысль средневековья
Экономические воззрения средневековья
носят ярко выраженный богословский характер. Автором одной из значительных
концепций является мыслитель арабского Востока Ибн-Хальдун (1332 – 1406 гг.), который жил в северо-африканских
странах Магриба. К тому времени здесь распространились постулаты Корана (в
начале VII
в. зародился ислам).
В концепции
Ибн-Хальдуна не отвергается богоугодность торговли, подчеркивается возвышенное
отношение к труду, порицание скупости, жадности и расточительства. Основным
достижением мыслителя является дифференцированная характеристика эволюции
общества от «примитивности» к «цивилизации».
Ибн-Хальдун
считал, что успешное развитие всех отраслей экономики позволит многократно
приумножить богатство народа, сделать роскошь достоянием каждого человека. Чем
ниже устанавливается размер налогов, тем более реален расцвет любого города,
общества в целом.
Деньги
Ибн-Хальдун признавал важным элементом хозяйственной жизни, настаивая на том,
чтобы их роль выполняли полноценные монеты из золота и серебра. Деньги
отображают «количественное содержание человеческого труда во всем приобретаемом»,
«ценность всякого движимого имущества», и в них «основа приобретения накопления
и сокровища».
Наиболее
значимым автором западноевропейской мысли средневековья является доминиканский
итальянский монах Фома Аквинский
(Аквинат) (1225 – 1274 гг.). Основной его труд – трактат «Сумма теологии», в
нем дана морально-этическая характеристика экономических категорий.
Фома Аквинский
стал достойным продолжателем и оппонентом одного из основателей школы раннего
канонизма Августина Блаженного (353 – 430 гг.), который в конце IV - начале V вв., будучи епископом во владениях
Римской империи в Северной Африке, заложил догматические принципы
религиозно-этического подхода к экономическим проблемам.
В период раннего
средневековья экономическая мысль ранних
канонистов категорически осуждала торговую прибыль и ростовщический
процент, характеризуя их как результат неправильного обмена и присвоение чужого
труда. Эквивалентный и пропорциональный обмен считался возможным только при
условии установления «справедливых цен». Крупная торговля и ссудные операции,
как явления грешные, запрещались.
Авторы
церковных законов (канонов) выступали против презрительного отношения к
физическому труду, исключительного права на богатство отдельных лиц в ущерб
большинству населения. В период позднего средневековья товарно-денежные
отношения обрели для общества и государства судьбоносное значение. Поэтому
поздние канонисты расширили круг аргументов, объясняющих экономические проблемы
и причины социального неравенства.
Методологической
базой, на которую опирались ранние канонисты, были авторитарность доказательств (ссылки на тексты священных писаний) и
морально-этическая характеристика
экономических категорий. К этим принципам поздние канонисты прибавили
принцип двойственности оценок.
Например, если
ранние канонисты, подразделяя труд на умственный и физический, исходили из
божественного предназначения, то Аквинат уточняет это доказательство: «Деление
людей по различным профессиям обусловлено, во-первых, божественным провидением,
которое разделило людей по сословиям. Во-вторых, естественными причинами,
которые определили то, что различные люди склонны к различным профессиям».
Разделение
труда требует обмена, который возможен в 2-х видах: для собственного
потребления и для наживы (получения прибыли).
Богатство
рассматривалось ранними канонистами как совокупность материальных благ и
признавалось грехом, если оно создано иными средствами, чем прилагаемый для
этого труд. По Аквинскому, «справедливые цены» могут быть источником роста
частной собственности и создания «умеренного» богатства, что грехом не
является.
«Справедливая цена» -
эта категория подменяла понятие «рыночная цена». Она устанавливалась и
закреплялась на определенной территории феодальной знатью. Ее уровень ранние
канонисты объясняли трудовыми и материальными затратами в процессе товарного
производства. Аквинат считал, что продавец по праву продавать вещь дороже, чем
она стоит сама по себе.
Торговая
прибыль, ростовщический процент осуждались ранними канонистами. С определенными
оговорками осуждал их и Ф. Аквинский. Необходимо, по его мнению, чтобы такого
рода доходы являлись не самоцелью, а заслуженной платой за имеющие место в
торговых и ссудных операциях труд, транспортные и прочие издержки и даже за
риск.
Аквинат
признает необходимость денег как меры стоимости и средства обращения, но
осуждает использование денег для получения процента (ростовщичество).
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Экономическая мысль России. М.И. Туган-Барановский, А.В. Чаянов, Н.Д. Кондратьев
Экономическая мысль Древнего Рима, Древней Греции, Средневековья (Ланкин В.Е. и др.)
Экономическая и социальная основы конституционного строя Российской Федерации
Экономическая неопределенность. Риски, страхование, экономическая безопасность
Стратегии бизнеса: Экономическая природа контракта и содержание контрактной политики
Экономическая природа ценных бумаг
|