Т.А.Фролова
Финансы и кредит: конспект лекций
Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007
Тема 3. Государственный бюджет как основное звено финансовой системы
4. Бюджетный процесс
Бюджетный
процесс - это регламентированная законом деятельность органов власти по
составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.
В РФ принят Бюджетный кодекс от 31 июля 1998 г. N
145-ФЗ.
Участниками бюджетного
процесса являются:
·
Президент РФ;
·
органы законодательной (представительной) власти;
·
органы исполнительной власти (высшие должностные лица
субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы,
осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
·
органы денежно-кредитного регулирования;
·
органы государственного и муниципального финансового
контроля;
·
государственные внебюджетные фонды;
·
главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
·
получатели бюджетных средств, а также кредитные
организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.
Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и
начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового
года.
Составление бюджета основывается на:
o
Бюджетном послании Президента;
o
прогнозе социально-экономического развития территории
(края, области) на очередной финансовый год;
o
основных направлениях бюджетной и налоговой политики территории
на очередной финансовый год;
o
прогнозе сводного финансового баланса по территории на
очередной финансовый год;
o
плане развития государственного или муниципального
сектора экономики территории на очередной финансовый год.
Решение о начале работы над составлением
проекта бюджета принимает Президент РФ за 18 месяцев до начала соответствующего
финансового года. Правительство готовит проект бюджетного послания и
представляет его Президенту. Президент представляет бюджетное послание в
Федеральное Собрание и направляет его для опубликования в печати.
Бюджетное послание Президента направляется Федеральному Собранию не
позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В
Бюджетном послании Президента определяются:
(1) основные показатели социально-экономического
развития РФ на соответствующий период;
(2) сводный финансовый баланс
по территории РФ;
(3) основные направления
бюджетной политики РФ;
(4) сведения о
государственных доходах на территории РФ;
(5) проект бюджета РФ;
(6) проект консолидированного
бюджета РФ;
(7) оценку исполнения
бюджетов предшествующего и текущего финансовых годов.
Минфин
организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза
консолидированного бюджета государства; представляет проект бюджета в
Правительство страны. После одобрения Правительством проекта федерального
бюджета он рассматривается и принимается Государственной Думой и Советом
Федерации.
Свод бюджетов в целом по РФ или
соответствующей территории называется консолидированным бюджетом.
Такой объединенный бюджет
законодательными органами не утверждается и используется для анализа и
статистических целей. Консолидированный бюджет никем не утверждается.
В течение суток со дня внесения проекта федерального закона о федеральном
бюджете на очередной финансовый год в Думу Совет Думы направляет его в Комитет
по бюджету для подготовки заключения о соответствии представленных документов и
материалов определенным требованиям. Дума рассматривает проект закона о
федеральном бюджете в 4-х чтениях.
При рассмотрении проекта
бюджета парламент принимает решение по следующим основным характеристикам:
o
верхний предел объема ассигнований бюджета текущих расходов и бюджета
развития (расходная часть);
o
пределы несбалансированности бюджета (излишек или дефицит в форме абсолютной
величины или процентной доли от прогнозируемых доходов).
После утверждения основных
характеристик проекта бюджета утверждаются бюджетные ассигнования по статьям в
соответствии с функциональной бюджетной классификацией. В рамках утверждаемых
бюджетных статей данной классификации любой вид ассигнований на сумму, равную
или превышающую 1 млрд. рублей, должен быть указан отдельной строкой.
С 15 октября по 30 ноября
Федеральное Собрание постатейно утверждает бюджет в форме закона.
Обеспечивая исполнение
федерального бюджета, Минфин контролирует поступление и целевое использование
средств. По истечении года, на который был составлен бюджет, оно составляет
отчет об исполнении федерального и консолидированного бюджетов и представляет
их в Правительство РФ. Правительство ежегодно в мае следующего за отчетным года
представляет парламенту отчетный доклад и отчет об исполнении республиканского
бюджета за прошедший финансовый год.
Составной
частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - частичное перераспределение
финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
Составление и исполнение
бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые
направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций
государства.
Бюджетная классификация – группировка доходов
и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих
бюджетов с присвоением им классификации кодировочных групп.
Эта классификация
является единой для бюджетов всех уровней и утверждена ФЗ. Она используется
для:
-
утверждения, составления и использования
бюджетов;
-
контроля за расходованием бюджетных средств;
-
обеспечения сопоставимости показателей всех
уровней;
-
составления консолидированных бюджетов на
различных территориях.
Бюджетная классификация
представляет собой обеспечение адресного выделения финансовых ресурсов, с ее
помощью решается проблема, кому, сколько и на какие цели выделяются финансовые
ресурсы из федерального бюджета. Она должна обеспечивать возможность
экономического анализа государственных расходов.
Бюджетная классификация
включает:
-
классификацию доходов бюджетов РФ;
-
функциональную классификацию расходов бюджетов
РФ;
-
экономическую классификацию расходов бюджетов
РФ;
-
классификацию источников внутреннего
финансирования дефицитов бюджетов РФ;
-
классификацию источников внешнего финансирования
дефицита федерального бюджета;
-
классификацию видов государственных внутренних
долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
-
классификацию видов государственного внешнего
долга РФ и государственных внешних активов РФ;
-
ведомственную классификацию расходов
федерального бюджета.
Бюджетная роспись - документ о
поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из
источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение
бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств.
Бюджетные ассигнования - бюджетные
средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю
бюджетных средств.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Бюджетные полномочия субъектов
Российской Федерации
Бюджетные полномочия получателя бюджетных
средств - ст.162 БК РФ
Бюджетные полномочия органов государственного и
муниципального финансового контроля
Бюджетный процесс
Бюджетный федерализм (Фролова Т.А.)
В каком качестве функционируют мировые деньги?
|