Т.А.Фролова
Экономика предприятия: конспект лекций
Таганрог: ТРТУ, 2005
Тема 5. НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И АКТИВЫ
1. Нематериальные ресурсы
Нематериальные ресурсы – это часть потенциала предприятия, приносящая
экономическую выгоду на протяжении длительного периода и имеющая нематериальную
основу получения доходов.
К ним относятся объекты промышленной и интеллектуальной собственности, а
также другие ресурсы нематериального происхождения.
Промышленная собственность – понятие, используемое для обозначения
исключительного права на нематериальные ценности: изобретения, промышленные
образцы, полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные
наименования и указания происхождения или наименования места происхождения
товара, а также право по пресечению недоброкачественной конкуренции.
Интеллектуальная собственность – юридическое понятие, охватывающее
авторское право и др. права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в
области производства, науки, программного обеспечения, литературы и
искусства.
Характеристика объектов промышленной собственности:
1) изобретение - это новое и
обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области
народного хозяйства, дающее положительный эффект. Право на изобретение
удостоверяется авторским свидетельством или патентом;
2) промышленный образец -
новое художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний
вид, соответствующее требованиям технической эстетики, пригодное к осуществлению
промышленным способом и дающее положительный эффект.
Существует две формы охраны промышленного образца: свидетельство и
патент. Не подлежат охране как промышленные образцы изделия, внешний вид
которых обусловлен исключительно их функцией (гайки, болты, винты и т.п.), а
также галантерейные, швейные, трикотажные изделия, ткани (кроме декоративных),
обувь, головные уборы;
3) полезные модели - это новые
по внешнему виду, форме, размещению частей или по строению модели. Для
регистрации полезной модели достаточно любых изменений, даже в пространственном
компоновании модели;
4) товарные знаки -
обозначение (имя, знак, символ или сочетание их), помещаемое на товаре или его
упаковке для идентификации его и производителя. Если под товарным знаком предоставляются
услуги, то он называется знаком обслуживания.
Основными
требованиями к товарным знакам являются их индивидуальность, узнаваемость,
привлекательность для потребителей и охраноспособность, т.е. возможность их
официальной регистрации.
Объекты интеллектуальной собственности связаны с информационной системой
и информационной деятельностью предприятия. К ним относятся: программное
обеспечение (совокупность программ, используемых в работе ЭВМ); банк данных
(совокупность программных, организационных и технических средств,
предназначенных для централизованного накопления и использования информации);
база знаний (совокупность систематизированных основополагающих сведений,
относящихся к определенной отрасли знаний и сохраняемых в памяти ЭВМ).
Другие нематериальные ресурсы:
1) «ноу-хау» - технология
производства, научно-технические, коммерческие, организационные и
управленческие знания, необходимые для функционирования производства. В отличие
от секретов производства «ноу-хау» не патентуется, поскольку в значительной
своей части состоит из определенных приемов, навыков и т.п. Распространение «ноу-хау»
осуществляется прежде всего посредством заключения лицензионных договоров;
2) рационализаторское предложение
- это техническое решение, являющееся новым и полезным для предприятия,
которому оно подано и предусматривающее изменение конструкции изделий,
технологии производства и применяемой техники или изменение состава материала.
Его автору выдается специальное удостоверение - основание права на авторство и
вознаграждение;
3) наименование места
происхождения товара. Отражает название страны (или местности) для
обозначения исключительных свойств товара, вызванных природными условиями,
человеческими факторами, национальными особенностями, характерными для данного
региона;
4) «гуд-вилл» - определяет
имидж (репутацию) предприятия.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Нематериальные блага и их защита
Нематериальные блага - ст.150 ГК РФ
Нематериальные активы предприятия
Нематериальные ресурсы
Яркина Т.В. Основы экономики предприятия: Нематериальные ресурсы и активы
Ненадлежащее исполнение обязанностей по охране
оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств
|