Г.Б. Баканов
Маркетинг: лекции
Таганрог: ТРТУ, 2005
Тема 3. РЫНОЧНЫЙ СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
3. Взаимосвязь спроса и маркетинга
Товарному предложению на рынке противостоит
спрос. Это важнейший элемент рыночного механизма, поскольку спрос определяет ту
часть товарного предложения, которая может быть реализована в обмен на
платежные средства населения.
Спрос - это вынесенные на рынок конкретные
платежеспособные потребности, которые могут быть удовлетворены при наличии
товарного предложения.
Признаки спроса : объект спроса, форма
предъявления, степень удовлетворения и степень дробности в процессе
осуществления купли-продажи.
На практике выделяют целый ряд состояний спроса,
в соответствии с которыми формируются задачи маркетинга (табл.3.1).
Таблица 3.1.
Виды спроса и задачи
маркетинга
Вид
спро-
са
|
Характеристика
спроса
|
Примеры
ситуаций
|
Вид
марке-
тинга
|
Задачи
маркетинга
|
Отрицательный
|
Возникает, если основная масса
покупателей не желает приобретать товар и даже согласна нести определенные
убытки, лишь бы избежать его
|
Нежелание приобретать
картофель из Белоруссии даже при его недостатке в районах Дальнего Востока и
Заполярья России, закупать технологически невыдержанные шкуры северных оленей
при нехватке овчин
|
Конверсионный
|
Проанализировать причины невосприятия
товара и возможности изменения отношения к нему покупателей путем
совершенствования технологии производства, снижения цен, проведения активной
рекламы
|
Отсутствующий
|
Покупатели не заинтересованы в
приобретении произведенной продукции или безразличны к ней
|
Фермерские хозяйства не
проявляют интерес к сверхмощным тракторам и миниатюрным мотоблокам,
технологическому оборудованию, рассчитанному на сверхкрупные животноводческие
комплексы
|
Стимулирующий
|
Определить полезные свойства
товара, с тем, чтобы увязать их с существующими и перспективными
потребностями рынка
|
Скрытый
|
Платежеспособные потребности
покупателей невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке товаров или
услуг
|
Дефицит запасных частей к
сельскохозяйственным машинам и тракторам, топлива и другой продукции
|
Развивающий
|
Определение потенциального
спроса, создание соответствующих товаров и услуг
|
Падающий
|
Любой производитель рано или
поздно сталкивается с падением спроса на один или несколько производимых им
товаров
|
Падает спрос на неэкологичные
технологии, удобрения с низким содержанием действующего вещества,
сельскохозяйственные орудия, опасные в эксплуатации, и т. д
|
Ремаркетинг
|
Преодолеть тенденции к падению
спроса, разработать предложения по изменению качества товара.
|
Нерегулярный
|
Практически у всех
сельскохозяйственных производителей спрос колеблется в зависимости от сезона.
месяца, дня и даже часа продажи
|
Предпраздничные покупки,
ранние овощи и т. д.
|
Синхромаркетинг
|
Сгладить колебания спроса с
помощью гибких цен, мер стимулирования и прочих приемов
|
Полноценный
|
Имеет место, когда уровень и
структура спроса на товар полностью соответствуют уровню и структуре
предложения
|
Товары первой необходимости
(некоторые продукты питания и предметы сан гигиены)
|
Поддерживающий
|
Поддерживать существующий
уровень спроса, противодействовать попыткам конкурентов вытеснить с рынка,
следить за поведением потребителей, постоянно приспосабливая маркетинг к
меняющимся условиям рынка
|
Чрезмерный
|
Уровень спроса на товар выше,
чем возможности или желание его удовлетворения
|
Производство кондитерских
изделий в России (ажиотажный спрос, низкая культура обслуживания,
|
Демаркетинг
|
Изыскать способы временного
или постоянного снижения спроса (повышение цен, ослабление усилий по
стимулированию продвижения товара и оказанию сервисных услуг)
|
Нерациональный
|
Потребность покупателей в
сельскохозяйственных товарах, производство которых может нанести вред
окружающей среде, а употребление - состоянию здоровья человека
|
Превращение риса в
монокультуру на юге Краснодарского края или употребление табачных изделий и
алкогольных напитков
|
Противодействующий
|
Проведение целенаправленной
кампании на снижение нерационального спроса
|
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества
Взаимосвязь инфляции и безработицы (Фролова Т.А., 2009)
Взаимосвязь и отличительные особенности управленческого и финансового учета
Взгляд на современное предприятие
Гончарук В.А. Развитие предприятия: Взгляд на современный бизнес
Вздымщик
|