Т.А.Фролова
Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Конспект лекций. Таганрог: ТРТУ, 2006
Тема 3. АНАЛИЗ ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
1. Анализ объема и структуры выпуска продукции
Ретроспективный анализ объема и структуры выпуска продукции
производится в несколько этапов:
1.Изучение динамики выпуска валовой и товарной продукции в
сопоставлении с объемом реализованной продукции.
2.Анализ выполнения производственной программы по
ассортименту.
3.Анализ структуры продукции и влияния структурных сдвигов
на выполнение производственной программы.
4.Оценка точки безубыточности и запаса финансовой прочности
предприятия.
Этап 1. Анализ динамики объема выпуска и реализации
продукции проведем в текущих ценах с
помощью базисных и среднегодовых темпов роста (прироста), оформив данные в
таблицу 9.
Таблица 9
Анализ динамики объема выпуска и реализации продукции
тыс. руб.
Этап 2. Оценка выполнения плана по ассортименту основывается
на сопоставлении планового и фактического выпуска по основным видам продукции,
включенным в номенклатуру. Пример расчета показан в таблице 10. Оценка
выполнения плана по ассортименту может производится тремя способами:
по способу наименьшего процента. Наименьший процент
выполнения плана по изделию В, следовательно, план выполнен на 98,25%;
по способу среднего процента, который рассчитывается
делением общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий
плановый выпуск продукции. Рассчитанный по этой методике план выполнен на 99,78% (599240*100 / 600540);
по удельному весу изделий, по которым план выполнен. В нашем
примере план выполнен по изделиям А и Б, удельный вес которых составляет
соответственно 64,68 и 23,26%. Таким образом, план выполнен на 87,94% (64,68 +
23,26).
В целом же план выпуска продукции выполнен на 100,53%, но
степень выполнения по отдельным ассортиментным позициям значительно
различается: по группе А план перевыполнен на
1,09%, по группе Б план перевыполнен на 0,19%, а по группе В план
недовыполнен на 1,75%. В данном случае наиболее объективную оценку выполнения
плана по ассортименту можно дать с помощью третьего способа, в соответствии с
которым степень выполнения плана составляет 87,94%.
Таблица 10
Анализ выполнения плана по ассортименту
Возможные причины невыполнения плана: нарушение графика и
объемов поставки сырья, материалов, комплектующих, недостатки в организации
производства, ошибки в планировании.
Этап 3. Для расчета влияния структурных сдвигов и устранения
их влияния на экономические показатели используем несколько методов.
1) метод прямого счета по всем изделиям по изменению
удельного веса каждого изделия в общем выпуске:
где N - выпуск продукции в стоимостном выражении; Q - выпуск
продукции в натуральном выражении; D - удельный вес каждого (i-го)
наименования; p - цена за единицу.
Данные для расчета влияния структурных сдвигов на объем
выпуска продукции представлены в таблице 11. Расчет влияния структурных сдвигов
оформим таблицей 12. На основе данных, представленных в таблице 12, можно
определить влияние на объем товарной продукции двух факторов: фактического
показателя объема выпуска продукции и структурных сдвигов.
Объем товарной продукции при фактическом выпуске, плановой
структуре и плановой цене составит:
Данный показатель можно рассчитать и другим способом
(таблица 12 гр.8). Для этого находим товарную продукцию фактическую при
плановой структуре по каждому наименованию продукции:
А: 100 * 7465 *
0,5189 = 387358,9 тыс. руб.
Б: 65 * 7465 *
0,28,96 = 140521,2 тыс. руб.
В: 52 * 7465 *
0,1914 =
74297,7 тыс. руб.
Итого: 602177,8 тыс. руб.
Объем товарной продукции при фактическом выпуске,
фактической структуре и плановой цене составит:
Изменение объема товарной продукции за счет структурных
сдвигов составило:
N2 – N1 = 603700 – 602177,8 = 1522,2
тыс. руб.
Общее изменение объема выпуска составит 3160 тыс. руб.
(603700 – 600540). Изменение объема товарной продукции за счет изменения объема
выпуска равно 1637,8 тыс. руб. (602177,8 – 600540). Проверим, дает ли
сумма изменений за счет двух факторов
величину общего изменения объема выпуска:
1522,2 + 1637,8 = 3160 тыс. руб.
2) метод прямого счета по всем изделиям по проценту
выполнения плана:
где %ВП – процент выполнения плана.
Таблица 11
Данные для расчета влияния структурных сдвигов на объем
выпуска продукции в стоимостном выражении
По данным таблицы 11 процент выполнения плана составляет
100,28% (7465*100/ 7444).
Объем товарной продукции, пересчитанный на фактический
выпуск при плановой структуре, определяется по формуле:
N1 = 3863*1,0028*100 + 2156*1,0028*65 + 1425 * 1,0028 * 52 =
602177,8 тыс. руб.
Влияние структурных сдвигов на объем товарной продукции
составит:
603700 – 602177,8 = 1522,2 тыс. руб.
3) метод средних цен:
Метод средних цен основан на определении средневзвешенных
цен при плановой и фактической структуре и умножении разницы полученных величин
на фактический выпуск. Расчет показан в таблице 13. В результате структурных
сдвигов средняя цена единицы продукции возросла на 0,2042 тыс. руб. Если
полученный результат умножить на фактический выпуск, получим изменение товарной
продукции за счет структурных сдвигов в ассортименте 1522,2 т. руб. продукции (0,2042 * 7465).
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами
Анализ обеспеченности материальными ресурсами (Фролова Т.А.)
Анализ материальных ресурсов предприятия
Анализ опыта организации сбытовых систем
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Анализ основных тенденций в практике глобального стратегического инновационного менеджмента
Анализ практики глобального стратегического менеджмента НИОКР
|