С.Н. Третьяк
КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ЧАСТЬ I.
ОСНОВЫ ТЕОРИИ И ОРГАНИЗАЦИИ
Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 1999
4. ОСНОВНЫЕ СУБЪЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ
4.5. Коммерческие операции по торговле лицензиями
В основе коммерческой деятельности, связанной с торговлей
продуктами интеллектуальной деятельности, лежит разрешение на передачу прав на
их использование покупателю. Наиболее распространенными из такого рода продуктов
являются лицензии и услуги “ноу-хау”.
Лицензия или запатентованное изобретение – это техническое
решение, защищенное действующим патентом. Патентом принято называть
предоставленное государством изобретателю исключительное право производить,
использовать и продавать свое изобретение в течение специально установленного
периода времени. Продолжительность его действия зависит от установленных в
договоре условий оплаты, регулярности осуществление взносов, размеров пошлины в
момент государственной регистрации изобретения в патентном бюро.
Услуги “ноу-хау” связаны с производственной технологией и
пуско-наладочными работами. В основе их предоставления клиенту лежат специальные
технические знания, опыт, особые навыки и подходы к осуществлению
производственной, научной и торговой деятельности. “Ноу-хау” как предмет продажи
обычно представляет собой набор документов, не запатентованных в официальном
порядке, но и не ставших общеизвестными.
Продажа лицензий осуществляется двумя основными способами, т.е.
в “чистом” виде и в качестве дополнения к поставкам машин и оборудования. Услуги
“ноу-хау”, в отличие от лицензий всегда сопутствуют поставкам оборудования.
Стоимость лицензии или нелицензионного “ноу-хау” определяется договором и
представляет собой денежное вознаграждение, которое владелец интеллектуального
продукта (лицензиар) должен получить от его пользователя (лицензиата). В
отдельных случаях к торговле лицензиями привлекаются и специализированные
посреднические организации.
Помимо изобретений можно запатентовать торговую марку и
фирменное наименование товара. Торговая марка используется изготовителем
определенной продукции в целях индивидуализации ее имиджа среди аналогичных
товаров. Торговая марка играет важную роль как одно из средств рекламы.
Регистрация торговой марки предполагает уплату соответствующей пошлины и
ежегодных взносов в патентном бюро и обеспечивает защиту ее владельца от
неправомерного использования конкурентами. Коммерческие операции, связанные с
торговой маркой и фирменным названием, имеют непосредственное отношение к
соглашениям франшизы.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Коммерческие и некоммерческие организации
Коммерческие банки в банковской системе России. Основные тенденции финансового развития (Боровская М.А. и др.)
Коммерческая субконцессия
Коммерческие организации
Коммерческая деятельность: Коммерческие посредники на товарном рынке
Коммерческий банк как основной институт финансовой системы по аккумуляции денежных средств и кредитованию российских предприятий
|