В.Т. Батычко
Международное частное право Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.
Лекция 15. Трудовые правоотношения в международном частном праве
15.1. Понятие трудовых отношений в международном частном праве
Интернационализация производства, происходящая в XX в., резко
усилила миграцию населения. Социально-экономические причины использования
иностранной рабочей силы в каком-либо государстве и приложение труда рабочих и
специалистов какой-либо страны за ее пределами; пребывание за рубежом с целью
получения образования и обучения отличаются от причин миграции населения по
национальному признаку, в целях воссоединения с семьей, в результате
последствий военных действий, изменений в характере политического строя и т.д.
Конечным результатом всех этих миграций является образование значительной
прослойки иностранных граждан, постоянно или временно находящихся на территории
соответствующей страны и вступающих в этой стране в трудовые отношения с
местными работодателями.
Значение регулирования трудовых отношений с участием
иностранных граждан в России резко возросло.
Возможность трудовой миграции российских граждан была
предусмотрена в Основах законодательства Союза ССР и республик о занятости
населения, принятых в 1991 г. В этом законе устанавливалось, что "граждане
имеют право на профессиональную деятельность в период временного пребывания за
границей". В Законе о занятости населения в РСФСР, принятом 19 апреля 1991
г., предусмотрено, что "граждане имеют право на самостоятельный поиск
работы и трудоустройство за границей" (ст. 10).
На основании Федерального закона от 15 августа 1996 г.
"О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую
Федерацию" (с посл. изм.) российский гражданин имеет право выезжать из РФ,
в том числе и с целью осуществления за границей трудовой деятельности. Право на
выезд может быть временно ограничено в случаях, прямо предусмотренных этим
Законом.
Однако порядок въезда в иностранное государство регулируется
законодательством этого государства. Многие государства ограничивают въезд;
допуск иностранца в страну зависит от получения им разрешения на поступление на
работу. Такие разрешения требуются по законодательству ФРГ, Франции,
Великобритании, США, Австрии и других государств.
В ряде государств есть специальное законодательство,
регулирующее трудовые отношения на совместных предприятиях, а также в свободных
экономических зонах. Соответствующие правила касаются не только иностранного
персонала предприятий, но и местных граждан.
Для практики судов и доктрины стран Запада характерны попытки
разграничить применение права к трудовым отношениям по вопросам частного и
публичного права.
Условия труда иностранных рабочих определяются во многом
именно публично-правовыми предписаниями, которые носят обязательный характер и
по своему содержанию менее гуманны, чем условия, установленные общим трудовым
законодательством и коллективными договорами. На практике же в силу зависимости
иммигрантов от предпринимателей, угрозы высылки, языковых трудностей,
отсутствия профессионального обучения и других причин условия их труда еще хуже
(большая продолжительность рабочей недели, чем у местных трудящихся,
дополнительные работы, непредоставление отпусков и т.д.).
Особое значение в этой области имеют различные международные
соглашения, и прежде всего конвенции и иные акты, разработанные в рамках
Международной организации труда (МОТ). Этой международной организацией было
подготовлено более 140 конвенций.
Кроме того, МОТ принимает также рекомендации. Так, согласно
рекомендации МОТ № 86, государства в своих двусторонних договорах должны
предусматривать положение о том, что индивидуальные трудовые контракты
мигрантов будут основываться на типовых формах.
В типовой трудовой контракт предлагается включать следующие
сведения и нормы: имя, фамилию, место и дату рождения, семейное положение,
гражданство, страну пребывания мигранта; характер работы и место ее исполнения;
профессиональную категорию, в которую зачисляется мигрант, и его трудовые
функции; размер оплаты за работу в нормальные, сверхурочные и ночные часы, в
праздничные и отпускные дни; порядок выплаты заработной платы, премий,
надбавок, пособий; условия и размеры удержаний; срок действия контракта,
условия его расторжения, продления; основания досрочного расторжения; условия
въезда на территорию страны иммиграции и срок пребывания на ней; порядок
покрытия проездных расходов мигранта и членов его семьи; порядок покрытия
расходов, которые могут возникнуть по возвращении на родину; условия труда,
жизнеобеспечения; процедуры урегулирования споров и рассмотрения жалоб.
Рекомендуется переводить контракт на понятный иммигранту язык и вручать ему
экземпляр контракта.
Положения о трудовых отношениях содержатся и в других
многосторонних соглашениях, прежде всего регионального характера. Так, согласно
Брюссельской конвенции о подсудности и исполнении судебных решений 1968 г.,
стороны трудового контракта сами могут решить, суд какого государства будет
рассматривать и разрешать их возможные споры. При отсутствии такой
договоренности действует правило: юрисдикцию по гражданскому и трудовому делу
осуществляет суд того государства, в котором непосредственно реализуется
контракт (т.е. применяется "закон места работы" государства пребывания
мигранта).
Страны СНГ заключили многостороннее соглашение о
сотрудничестве в области охраны труда (1994 г.), соглашение о порядке
расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при
нахождении их вне государства проживания (1994 г.), соглашение о сотрудничестве
в области трудовой миграции и социальной защите трудящихся-мигрантов (1992 г.),
соглашение о гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий,
компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов (1994 г.).
Россия заключила двусторонние соглашения о трудовой
деятельности и социальной защите граждан, работающих на территории другого
договаривающегося государства: с Белоруссией (1993), Украиной (1993), Молдавией
(1993), Арменией (1994) и др.
Между правительствами РФ и КНР 3 ноября 2000 г. было
заключено соглашение о временной трудовой деятельности граждан РФ в КНР и
граждан КНР в РФ, которое вступило в силу 5 февраля 2001 г.
Основными законодательными актами, регулирующими трудовые
отношения с участием иностранцев в России, являются Трудовой кодекс РФ
(вступивший в силу 1 февраля 2002 г.) и Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О
правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В этом Законе
предусмотрены основные условия участия иностранных граждан в трудовых
отношениях, порядок выдачи им разрешений на работу в России и другие вопросы.
Отдельные нормы имеются в КТМ РФ, в ряде федеральных законов.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Понятие трудового договора. Стороны трудового
договора
Понятие трудового договора (Батычко В.Т., 2007)
Понятие торгового мореплавания
Понятие уголовно-исполнительного права
Понятие уголовного закона (Батычко В.Т., 2010)
Понятие уголовного наказания
|