В.Т. Батычко
Муниципальное право Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010 г.
Лекция 7: «Пределы ведения и полномочия местного самоуправления»
7.6. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды, экологии, природопользования, землепользования и недропользования
В
рассматриваемых сферах управления у органов местного самоуправления полномочия
имеют межотраслевой характер. Это обусловлено тем, что органы местного
самоуправления либо могут являться субъектами тех или иных общественных
отношений в сферах охраны окружающей среды, экологии, природопользования,
землепользования и недропользования, либо они вправе, имея объекты управления в
собственности, распоряжаться (управлять) ими для решения тех или иных вопросов
местного значения.
Так, от имени
городских, сельских поселений и других муниципальных образований в лесных
отношениях могут участвовать органы местного самоуправления в пределах своей
компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Органы местного
самоуправления вправе осуществлять использование, охрану, защиту и
воспроизводство лесов, расположенных в границах городских и сельских населенных
пунктов (за исключением городов федерального значения Москвы и
Санкт-Петербурга).
Муниципальные
образования являются участниками водных отношений. В их собственности могут
находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), расположенные
полностью в границах одного населенного пункта и не находящиеся в частной
собственности.
Органы местного
самоуправления вправе устанавливать места, где запрещены забор воды для
питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, плавание на
маломерных плавательных средствах, водопой скота, а также определять иные
условия общего водопользования на водных объектах, расположенных на территориях
городских, сельских поселений и других муниципальных образований.
Органы местного
самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в
области управления использованием и охраной водного фонда могут устанавливать
условия общего водопользования на обособленных водных объектах, находящихся в
муниципальной собственности.
Использование
водных объектов для любительского и спортивного рыболовства может разрешаться
органами местного самоуправления по согласованию с федеральным органом
исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного
фонда, федеральным органом исполнительной власти в области управления
использованием и охраной рыбных ресурсов и федеральным органом исполнительной
власти по охране, контролю и регулированию использования объектов животного
мира и среды обитания.
Органы местного
самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в
пределах предоставленных им полномочий.
К таковым
относятся:
1) участие в
решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и
экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование
и отводе земельных участков;
2) развитие
минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности;
3) предоставление
разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных
ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения;
4) приостановление
работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае
нарушения положений законодательства;
5) контроль за
использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных
ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с
добычей полезных ископаемых.
В сфере
земельных отношений к полномочиям органов местного самоуправления относятся
изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд,
установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил
землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений,
территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных
программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение
вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами
местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными
участками, находящимися в муниципальной собственности.
Нормативным
правовым актом органа местного самоуправления может быть установлен публичный
сервитут в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов местного
самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.
Органы местного
самоуправления городских или сельских поселений обязаны информировать о
возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства
или об изъятии землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных
участков, находящихся в муниципальной собственности, законные интересы которых
могут быть затронуты в результате возможного изъятия для муниципальных нужд.
Земли для
размещения и постоянной деятельности органов управления внутренними войсками,
соединений, воинских частей (подразделений), военных образовательных учреждений
высшего профессионального образования и учреждений внутренних войск
безвозмездно могут предоставляться им в постоянное или временное пользование
органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Органы местного
самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными
полномочиями в области осуществления деятельности по ведению государственного
земельного кадастра с передачей необходимых для их осуществления материальных и
финансовых средств.
На основании
обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных
народов или их уполномоченных представителей решениями органов местного
самоуправления могут быть образованы территории традиционного
природопользования местного значения. А предельные (максимальные и минимальные)
размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из
находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для
ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми
актами органов местного самоуправления.
Органы местного
самоуправления могут осуществлять следующие полномочия в области мелиорации
земель:
- владение,
пользование и распоряжение мелиоративными системами и отдельно расположенными
гидротехническими сооружениями, находящимися в муниципальной собственности;
- обеспечение
защиты окружающей природной среды при проведении мелиорации земель на
соответствующих территориях;
- участие в
экспертизе проектов мелиоративных систем и отдельно расположенных
гидротехнических сооружений;
- координация и
регулирование в пределах своей компетенции деятельности граждан (физических
лиц) и юридических лиц в области мелиорации земель.
Полномочия
органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной
окружающей среды, сходны у различных видов муниципальных образований.
Так, к вопросам
местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и
вывоза бытовых отходов и мусора. К вопросам местного значения муниципального
района относятся организация мероприятий межпоселенческого характера по охране
окружающей среды, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных
отходов. К вопросам местного значения городского округа относятся организация
мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и
организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных
отходов.
В области охраны
атмосферного воздуха органы местного самоуправления могут наделяться отдельными
государственными полномочиями. В городских и иных поселениях органы
государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного
самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных
метеорологических условий.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Полномочия органов местного самоуправления в социально-культурной сфере
Полномочия органов местного самоуправления в общественно-политической сфере (Батычко В.Т., 2010)
Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений
Полномочия органов местного самоуправления в сфере экономики
Полномочия органов,
исполняющих бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, в области
применения мер принуждения - ст.284.1 БК РФ
Полномочия представителя
|