В.Т. Батычко
Трудовое право в вопросах и ответах Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007.
16. Правовое регулирование обеспечения занятости населения
Рынок труда является важным элементом рыночной экономики
наряду с рынком товаров и рынком капитала. При этом рынок труда, будучи
объектом государственного регулирования, приобретает характер
экономико-правовой категории.
Он представляет собой особую совокупность экономических и
правовых отношений, связанных с обеспечением эффективной трудовой занятости
граждан, удовлетворением спроса и предложений на рабочую силу. Субъектами этих отношений выступают безработные граждане,
работодатели и государство, имеющие на рынке свои общие и особые интересы.
Граждане, будучи собственниками рабочей силы, имеют цель
реализовать свое право на труд путем подыскания подходящей оплачиваемой работы.
Работодатель заинтересован в найме рабочей силы для организации и осуществления
производственной и иной деятельности, приносящей ему прибыль. Государство
выступает в указанных отношениях в качестве регулятора и координатора,
способствуя их цивилизованному развитию. Оно способствует возникновению и
упрочению социального партнерства между гражданами (наемными работниками) и
работодателями — будущими субъектами трудовых отношений. При этом государство
преследует цель не только обеспечения всемерного роста производства, но и
взимания соответствующих налогов с работодателей и работников.
Главная функция государства на рынке труда —
обеспечение его цивилизованной формы. Это достигается в настоящее время главным
образом деятельностью Федеральной службы труда и занятости (Роструд),
находящейся в ведении Минздравсоцразвития.
Трудовое законодательство России, провозглашая гарантии
реализации права граждан на труд, установило, что государство гарантирует
гражданам, постоянно проживающим на территории РФ:
-
свободу выбора вида занятости, в том числе
работу с различными режимами труда;
-
бесплатное содействие в подборе подходящей
работы и трудоустройстве со стороны органов Федеральной службы по труду и
занятости;
-
предоставление предприятиями, учреждениями,
организациями в соответствии с их заранее поданными заявками подходящей работы
выпускникам учебных заведений;
-
бесплатное обучение новой профессии
(специальности), повышение квалификации в системе службы труда и занятости или
по ее направлению в иных учебных заведениях с выплатой стипендии;
-
компенсацию в соответствии с законодательством
материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность по
предложению службы труда и занятости;
-
возможность заключения срочных трудовых
договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах,
организуемых с учетом возрастных или иных особенностей граждан;
-
правовую защиту от необоснованного увольнения.
Правовые, экономические и организационные условия
обеспечения занятости и гарантии реализации права граждан на труд определяются
современным законодательством.
Эти положения в общих чертах определяют государственную
политику в области обеспечения занятости и гарантий реализации права граждан на
труд. Конкретное же регулирование правовых, экономических и организационных
условий обеспечения занятости и гарантий реализации права граждан на труд
определяются в настоящее время не ТК РФ, а текущим законодательством.
Среди этого законодательства следует выделить, прежде всего,
Закон РСФСР «О занятости населения в РСФСР» от 19 апреля 1991 г.[42]
с последующими изменениями и дополнениями. Особо существенные изменения и
дополнения в Закон о занятости были внесены Федеральным законом «О занятости
населения в Российской Федерации» от 20 апреля 1996 г.[43]
Он, по существу, определил новую редакцию Закона о занятости. В
дальнейшем отдельные уточнения в этот Закон были сделаны Федеральным законом «О
внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости
населения в Российской Федерации"» от 30 апреля 1999 г., Федеральным законом от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда»[44].
Закон о занятости в редакции от 20 апреля 1996 г. в первой главе «Общие положения» дает легальные определения важнейших понятий в сфере
занятости, а также участвующих в этой сфере субъектов.
Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с
удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая
законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. При этом следует иметь в виду, что гражданам принадлежит
исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному,
творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме (физической,
психологической, нравственной) не допускается, если иное не предусмотрено
законом. Например, УК РФ (ст. 43) предусматривает в качестве меры уголовного
наказания обязательные работы и исправительные работы. Само же
наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору
суда.
Таким образом, незанятость граждан не может служить
основанием для привлечения их к административной и иной ответственности. К
числу занятых действующее законодательство (ст. 2 Закона о занятости)
относит следующих граждан:
а)
работающих по трудовому договору (контракту),
в том числе выполняющих работу за вознаграждение на условиях полного либо
неполного рабочего времени, а также имеющих иную оплачиваемую работу (службу),
включая сезонные, временные работы;
б)
занимающихся предпринимательской
деятельностью;
в)
самостоятельно обеспечивающих себя работой;
г)
занятых в подсобных промыслах и реализующих
продукцию по договорам;
д)
выполняющих работы по гражданско-правовым
договорам (договорам подряда), а также члены производственных кооперативов
(артелей);
е)
избранных, назначенных или утвержденных на
оплачиваемую должность;
ж)
проходящих военную службу, а также службу в
органах внутренних дел;.
з)
проходящих очный курс обучения в
общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального,
среднего профессионального и высшего профессионального образования и других
образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной
государственной службы занятости;
и)
временно отсутствующих на рабочем месте в
связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением
квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными
причинами.
Среди прав, составляющих содержание правового статуса
гражданина в сфере занятости, важнейшим следует признать их право на выбор
места работы (ст. 9 Закона о занятости). Это свое право граждане реализуют
путем прямого обращения к работодателю — организации, обладающей правами
юридического лица, либо физическому лицу, занимающемуся предпринимательством
или нуждающемуся в обслуживании личного потребительского хозяйства. По
обоюдному согласию сторон заключается трудовой договор. Наряду с этим право на
выбор места работы может быть реализовано путем бесплатного посредничества
органов службы труда и занятости или с помощью других организаций по содействию
в трудоустройстве населения.
В обеих формах реализации права граждан на выбор места
работы проявляется важнейший принцип правового регулирования рынка труда —
принцип свободы трудового договора.
В соответствии со ст. 9 Закона о занятости граждане имеют
право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах
службы занятости в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства,
возможности профессионального обучения.
При этом важно подчеркнуть, что несовершеннолетние в
возрасте от 14 до 18 лет также имеют право на бесплатную консультацию и
бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора
профессии и возможности профессионального обучения. Граждане имеют также право
на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку,
переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.
С позиций эффективной трудовой занятости мы полагаем
целесообразным ставить на учет в службе занятости и тех трудоспособных граждан,
которые имеют работу, но не удовлетворены характером или условиями труда и
намерены сменить место работы. Это придало бы организованный характер
стихийному движению рабочей силы.
Впервые в нашем законодательстве (ст. 10 Закона о
занятости) легализуется право граждан на профессиональную деятельность в период
их пребывания за границей, а также право на самостоятельный поиск работы и
трудоустройства за границей. Для этого заключаются межгосударственные
соглашения, предусматривающие численность миграционных потоков, их
квалификационный состав, сроки и условия найма. Если учесть возможность
свободного выезда наших граждан и благоприятные условия найма и оплаты труда за
границей, то можно предвидеть, какое противоречивое значение может иметь
зарубежная миграция в нашей стране. Это учитывается, в частности, Федеральной
целевой программой содействия занятости населения РФ, которая предусматривает
совершенствование правового механизма миграционных и иммиграционных потоков с
целью осуществления трудовой деятельности.
Правовое положение граждан на рынке труда и в сфере
занятости гарантируется установленным ст. 11 Закона о занятости правом граждан
на обжалование решений, действий или бездействия органов службы занятости и их
должностных лиц. Это право реализуется посредством обращения в вышестоящий
орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном
законодательством РФ. При этом важно подчеркнуть, что в вышестоящий орган
службы занятости гражданин вправе обратиться с жалобой в любых случаях
нарушения его правового положения органами и должностными лицами службы
занятости. Что касается обращения с жалобой в суд (к мировому судье), то ее
рассмотрение зависит от того, находится ли ее рассмотрение
в компетенции (подведомственности, подсудности) суда (мирового судьи).
В соответствии с п. 1 постановления Пленума Верховного Суда
РФ от 17 марта 2004г. №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового
кодекса Российской Федерации» к мировому судье как органу первой инстанции
гражданин вправе обратиться в случаях отказа работодателя заключить с ним
трудовой договор по направлению органов службы занятости (на квотированные
рабочие места). Положительное решение суда в этом случае является основанием
возникновения трудовых правоотношений.
Наряду с понятием занятых граждан немаловажное значение
имеет определение понятия безработного и установление содержания его правового
статуса.
Безработными признаются граждане, которые трудоспособны, не
имеют работы и заработка (дохода), зарегистрированы в органах службы занятости
в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней, не
трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей
работы. При этом в качестве заработка не
учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка
гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их
организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией,
сокращением численности или штата[45].
Не могут быть признаны безработными и зарегистрированы в
качестве безработных граждане:
а) не достигшие 16-летнего возраста;
б) получающие в соответствии с пенсионным законодательством РФ
пенсию по старости (по возрасту), за выслугу лет;
в) отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в
органах по вопросам занятости в целях поиска подходящей работы от двух
вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущие
работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) — в случае
двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной
оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может
быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той
же профессии, специальности) дважды;
г) не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со
дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы по вопросам
занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок,
установленный органами по вопросам занятости для регистрации их в качестве
безработных;
д) осужденные по решению суда к исправительным работам без
лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы.
Регистрация безработных граждан осуществляется органами по
вопросам занятости по месту жительства в следующей последовательности:
а) первичная регистрация безработных граждан;
б) регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей
работы;
в) регистрация граждан в качестве безработных;
г) перерегистрация безработных граждан.
По каждому этапу регистрации ведется отдельный
регистрационный учет безработных граждан. Формы документов по ведению такого
учета устанавливаются Рострудом РФ. Оказание гражданам услуг в области содействия
занятости и защиты от безработицы, предоставления информации осуществляется
органами по вопросам занятости бесплатно.
[42] ВВС РСФСР. 1991. № 18. Ст. 565.
[43] СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915. См.
также: Кучма М.И. Закон Российской Федерации «О занятости населения в
Российской Федерации» с практическими комментариями. М., 1999.
[45] См.: ст. 3 Закона о занятости; п. 1
Закона РФ от 30 апреля )999 г; п. 16 Порядка регистрации безработных граждан,
утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 17. Ст. 209.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Правовое регулирование иностранных инвестиций
Правовое регулирование земельных отношений (Батычко В.Т., 2008)
Правовое регулирование договоров на выполнение
научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ
Правовое регулирование односторонних сделок
Правовое регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности за рубежом (Батычко В.Т., 2011)
Правовое регулирование платы за землю
|