Консалтинговая компания Консалтер.Ру
Главная Новости Библиотека Исследования Законодательство Консалтинг Бизнес-форумы Контакты

Реклама

Рекомендуем

Качественные необычные пододеяльники выбирают на этом сайте.

Консалтер.Ру > Библиотека > Экономическая теория

А.Н. Проклин
Мировая экономика

Таганрог: изд-во ТРТУ, 2001 г.

Предыдущая

3. Торговая политика

3.4. Импортные квоты

Из всех видов нетарифных барьеров наибольшее распространение получили импортные квоты, или количественное ограничение объема иностранной продукции, разрешенной ежегодно к ввозу в страну.

Принцип количественных ограничений заключается в предоставлении права импорта только в пределах количественных квот, заранее зафиксированных, после чего импорт прекращается. Недостаток ограничений данного вида связан с тем, что экспортеры обычно стремятся осуществить отгрузку как можно раньше. Те, кто успевает это сделать, получают высокие прибыли, превышающие среднюю норму. Опоздавшие терпят убытки. Товары, поступающие издалека, дискриминируются просто вследствие более длительных сроков транспортировки. Крупные экспортеры обычно оказываются в выигрыше по сравнению с мелкими. Стремление максимально «войти» в разрешенную квоту может привести к значительным колебаниям цен в течение года.

Чтобы избежать хаоса, который может наступить при таком кво- тировании, государство выдает импортные лицензии. Лицензия представляет собой разрешение, предоставляемое государственными властями на импорт или экспорт какого-либо товара или услуги.

Лицензии могут принимать различные формы: генеральные, индивидуальные, автоматические.

Генеральная лицензия предоставляет право любому лицу в течение длительного времени ввозить товары либо без ограничения, либо только из указанных стран.

Индивидуальная лицензия предоставляется обычно конкретной фирме с указанием объема, времени и наименования товара, разрешаемого к ввозу.

При автоматическом лицензировании государство постоянно контролирует и наблюдает за закупками, учитывает их объем и имеет возможность при необходимости быстро ограничить импорт.

Государство выдает ограниченное количество лицензий, разрешающих ввоз, и запрещает нелицензированный импорт. Если объем лицензированного импорта меньше, чем спрос на внутреннем рынке, то квота приводит к превышению внутренних цен над мировыми, по которым обладатели лицензий закупают товары за границей. В этом смысле импортные квоты аналогичны тарифным ограничениям.

Существует целый ряд причин, по которым правительство и нуждающиеся в защите отрасли отдают предпочтение импортным квотам.

1. Импортная квота является гарантом того, что объем импорта строго фиксирован. Тариф же, в случае снижения цен, может привести к увеличению объема импорта и его общей стоимости при условии, что внутренний спрос на импортные товары эластичен. Введение тарифа таким образом усложняет процесс регулирования платежного баланса.

2. Квоты оказываются сравнительно предпочтительными потому, что предоставляют правительству большую гибкость и власть при осуществлении экономической политики. Повышение же ставок тарифа регламентируется международными торговыми соглашениями.

3. Квоты облегчают государству осуществление регулирующей функции и в отношении отечественных фирм. (Нуждающиеся в защите отрасли предпочитают квотирование импорта, поскольку специальных лицензионных привилегий добиться легче, чем введения тарифа.)

4. Количественные ограничения позволяют национальным производителям, опасающимся ценовой конкуренции с иностранными поставщиками, сохранить за собой определенную долю рынка, не рискуя противоборством в ценовой конкуренции.

При анализе воздействия импортных квот на благосостояние выясняется, что этот вид протекционизма ничем не лучше, чем тариф.

На рис. 7 показана ситуация, возникающая в связи с введением квоты.

До количественных ограничений национальная потребность в товаре – линия DD1 при цене Р, равной 100 единицам, удовлетворялась за счет национального производства 1 и импорта К1K4. С введением квоты Q расположение линии национального производства SSd изменилось, она сместилась вправо.

Национальное потребление стало обеспечиваться за счет импорта квотированного количества иностранного товара К2К3 и национального производства 0K2. Квота как бы «отсекла» иностранных поставщиков. Часть товара не была компенсирована национальными производителями (К3К4). Частично иностранные товары были заменены национальными (К1K2). Увеличение цены со 100 до 120 за единицу изделия свидетельствует о том, что импортная квота в нашем случае аналогична двадцатипроцентному налогу.

На графике видна также часть ущерба для потребителей, связанного с уходом иностранных поставщиков и не возмещенного чьим бы то ни было выигрышем (треугольник d), дополнительные расходы потребителей, полученные теми, кто имеет отношение к лицензиям (прямоугольник с) и выигрыш производителей, начавших производство в связи с повышением цен (треугольник b).

Импортная квота наиболее привлекательна в условиях свободной конкуренции, которая ставит ее на одну доску с равноценным тарифом.

Однако она становится опасной при соблюдении даже одного из нижеследующих условий:

1) если квота провоцирует монопольную власть;

2) если импортные лицензии размещаются неэффективно.

Рассмотрим эти случаи.

1. Импортная квота обходится нации дороже, чем эквивалентный тариф, если она становится причиной монополизации внутреннего рынка.

Например, доминирующая в отечественной промышленности фирма не может обрести монопольную власть от тарифа, поскольку ей противостоит эластичное конкурирующее предложение по цене, равной мировому уровню, плюс тариф. Однако в условиях квотирования импорта отечественная фирма не опасается взвинчивания цен, поскольку уверена, что объем поставок конкурирующего зарубежного продукта не превысит размера квоты. В результате квота дает возможность доминирующей отечественной фирме при неэластичности кривой спроса получать монопольные прибыли в результате установления высоких цен.

Таким образом, квота приводит к установлению на внутреннем рынке еще более высокой цены и к снижению выпуска продукции. Национальный ущерб в данном случае больше, чем от введения тарифа.

2. Воздействие импортных квот на национальное благосостояние зависит и от того, каким образом власти распределяют права на импорт. Основные способы распределения импортных лицензий:

1) аукцион на конкурентной основе;

2) система явных предпочтений;

3) распределение лицензий по «затратному методу».

Импортные лицензии могут продаваться государством либо на открытом аукционе, либо негласно. На аукционе должна установиться такая цена на импортные лицензии, которая приблизительно равнялась бы разнице между ценой, установленной импортером, и самой высокой внутренней ценой, по которой может быть продан импортный товар. (В нашем примере эта цена будет стремиться к 20 долларам за лицензию на единицу импортного товара.) Мы видим, что при открытом аукционе квота обходится стране в ту же сумму,  что и эквивалентный тариф. Вырученная от квоты сумма (область с , на рис.7) равна перераспределяемому внутри страны доходу: это тот доход, который изымается у потребителей, уплачивающих более высокую цену за товар, и используется государством либо для снижения отдельных видов налогов, либо для развития социальных программ.

Несмотря на то, что открытые аукционы являются самым дешевым способом распределения импортных лицензий, в реальной жизни они никогда не используются.

Несколько большее распространение имеет другой вариант аукционана конкурентной основе. В данном случае на ниве распределения импортных лицензий может процветать подпольный бизнес. В этом случае обладателями лицензий становятся те, кто даст за них наибольшую взятку.

Импортные лицензии могут быть размещены и на основе системных явных предпочтений, когда государство закрепляет импортные лицензии за определенными фирмами без какой-либо предварительной борьбы, заявок или переговоров. Чаще всего импортные лицензии предоставляются наиболее авторитетным фирмам в объеме, соответствующем их доле в суммарной величине импорта накануне введения квот. Эта практика может иметь под собой политические цели.

Последний способ заключается в распределении импортных лицензий по «затратному методу». Это самый дорогой способ. В данном случае государство заставляет претендентов конкурировать на неценовой основе. Одним из общепринятых вариантов этой политики является предоставление лицензий по принципу «раньше пришел – раньше получил». Это заставляет соискателей тратить время на простаивание в очередях, отрывая его от производительного труда. Другим распространенным способом распределения лицензий на импорт промышленного сырья является выдача их тем фирмам, которые имеют большие производственные мощности. Это также приводит к потере ресурсов за счет избыточного инвестирования в неиспользуемое оборудование в надежде получить большее число лицензий.

Процедура распределения импортных лицензий по «затратному методу» делает область с (см. рис. 7) безвозвратно потерянной для общества.

Предыдущая

Похожие материалы:
Иммунитет бюджетов
Имидж делового человека (Скаженик Е.Н.)
Имидж делового человека
Имущественная ответственность гражданина
Имущественное страхование от разных страховых рисков - ст.952 ГК РФ
Имущественные налоговые вычеты



О сайте   Авторам   Реклама и услуги   Контакты
Copyright © 2007-2021, Консалтер.Ру