Консалтинговая компания Консалтер.Ру
Главная Новости Библиотека Исследования Законодательство Консалтинг Бизнес-форумы Контакты

Реклама

Рекомендуем



Консалтер.Ру > Библиотека > Экономическая теория

А.Н. Проклин
Мировая экономика

Таганрог: изд-во ТРТУ, 2001 г.

Предыдущая

2. Международное разделение труда и международная торговля

2.3. Выигрыш от внешней торговли

Аппарат кривых спроса-предложения позволяет отдельно рассмотреть воздействие либерализации торговли на производителей товаров, конкурирующих с импортом, и на тех, кто только потребляет импортные товары (такое деление достаточно условно, поскольку на практике масса людей принадлежит к обеим группам).

На рис. 3 показано, что дает внешняя торговля производителям и потребителям сукна по отдельности.

Рис. 3. Воздействие торговли на потребителей импортируемой продукции, конкурирующих между собой производителей-импортеров и на всю страну:

I – американский рынок сукна;

II – международная торговля сукном;

* – бушелей за ярд; ** млрд. ярдов в год.

Остальные условные обозначения – см. рис. 2.

Обратимся сначала к потребителям сукна.

В точке А в отсутствие международной торговли потребители должны ежегодно тратить 80 млрд. бушелей пшеницы, чтобы иметь свои 40 млрд. ярдов сукна. Это значит, что их чистый потребительский выигрыш от покупки сукна равняется не всей площади под кривой спроса[1], а за вычетом прямоугольника в 80 млрд. бушелей, отсекаемого линией цены, уплаченной за сукно.

Таким образом, чистый выигрыш потребителей от покупки сукна в отсутствие международной торговли сводится лишь к треугольнику с. Эта область чистого выигрыша под кривой спроса, ограниченная снизу линией цены, называется дополнительной выгодой потребителя (consumer surplus). Ее площадь показывает, как расценивают потребители возможность покупать сукно по цене более низкой, чем некоторые из них готовы заплатить.

Установление торговых отношений приносит чистый выигрыш потребителям сукна. Это происходит в результате снижения цен. Понятие дополнительной выгоды для потребителей позволяет количественно оценить, что дает более выгодная цена потребителям сукна. В точке В потребители суммарно получают выгоды, представленные всей областью под кривой спроса вплоть до точки В, а их расходы на сукно составляют всего лишь область, лежащую под линией цены 1 бушель за ярд, то есть 60 млрд. бушелей пшеницы в год.

Это означает, что в условиях свободной международной торговли дополнительная выгода потребителей складывается из областей а+b+с+d. Таким образом, установление торговых отношений приносит потребителям чистый выигрыш в размере а+b+d (этот выигрыш приходится на множество людей, большинство из которых производят пшеницу, но есть среди них и производители сукна).

Совсем иной результат дает установление торговых отношений для производителей сукна.

В отсутствие внешней торговли, продавая сукно в точке А, производители получают выручку, равную произведению количества сукна на его цену, то есть 2 бушеля за ярд ´ 40 млрд. ярдов = 80 млрд. бушелей в год. Оплатив из этой выручки все издержки (площадь под кривой предложения), они получают, в отсутствие торговли, в свое распоряжение область, лежащую вверх от кривой спроса до линии цены, то есть а + е. Этот чистый выигрыш, разницу между выручкой и издержками производителей, часто называют дополнительной выгодой производителя (producer surplus). Его величина показывает, как расценивают производители возможность обменивать сукно на пшеницу.

Производители сукна одновременно являются потребителями как сукна, так и пшеницы, и их дополнительную выгоду следует приплюсовать к дополнительной выгоде потребителей, чтобы оценить результирующее воздействие рыночных изменений на обе группы.

В результате установления торговых отношений производители сукна получают более низкую цену за свою продукцию. Это ведет к сокращению дохода части населения, производившего сукно к моменту начала торговли. Сокращение доходности производства сукна должно повлечь за собой отток ресурсов из его производства (и приток их в производство пшеницы). На рис. 3, I в точке С производится меньше сукна, чем в точке А. Это происходит потому, что более низкая цена делает неприбыльным производство добавочных ярдов сукна, если связанные с этим дополнительные издержки превышают бушель пшеницы за каждый ярд.

В условиях внешней торговли в точке С производители сукна вынуждены остановиться на меньшем объеме выпуска и продаж, а также меньших цене и предельных издержках замещения. Их дополнительная выгода сокращается до размеров одной только области е. Разрешение свободной международной торговли обошлось им в потерю области а, то есть дополнительной выгоды не только от выпуска 20 млрд. ярдов по-прежнему производимого сукна, но и тех 20 млрд. что с выгодой производились в отсутствие торговли, а теперь вытеснены импортом.

Итак, мы пришли к выводу, что потребители в результате установления торговых отношений получают область а+b+d, производители теряют а. Что же можно сказать о чистом выигрыше для страны, где живут как потребители, так и производители сукна?

Мы не можем сравнивать изменения в благосостоянии различных групп, не давая субъективной оценки значимости выгод или потерь каждой из них. Наш анализ позволяет отдельно измерить последствия внешней торговли для разных групп, но ничего не говорит о том, насколько каждая важна дал нас.

Какая же часть выигрыша потребителей «съедается» потерями производителей?

Экономисты решают этот вопрос, прибегнув к оценочному суждению, которое мы назовем критерием «равноценности денег».

Согласно этому критерию, к каждому доллару выигрыша или убытка следует относиться одинаково, вне зависимости от того, чьи они. То есть в основе этого критерия лежит стремление оценивать последствия внешней торговли с позиций только общего благосостояния, не учитывая распределительные аспекты.

Критерий «равноценности денег» дает четкую формулу для подсчета чистого выигрыша всей нации от внешней торговли.

Очевидно, что если потребители сукна приобретают области a+b+d, а производители теряют область а, то чистый выигрыш нации в результате установления торговых отношений будет равен b+d – треугольнику, площадь которого равна 20 млрд. бушелей в год

.

Таким образом, мы видим, что для количественной оценки чистого выигрыша нации необходимо рассчитать объем торговли (у нас он представлен импортом сукна) и изменение цены в результате внешней торговли.

Для получения количественной оценки чистого эффекта для остального мира также достаточно знать объем торговли и изменение цен.

Поскольку остальной мир получает дополнительно область f (см. рис. 3, II), а США – области b+d, мы приходим к выводу, что международная торговля выгодна для всего мира.

Итак, мы убедились в том, что внешняя торговля выгодна для обеих сторон. Теперь необходимо выяснить, как эти выгоды распределяются между странами.

Поскольку объем внешней торговли у обеих сторон одинаков, распределение выгод зависит только от того, чьи цены претерпели наибольшие изменения.

Правило распределений выгод гласит: выгоды от внешней торговли распределяются прямо пропорционально изменениям цен у обеих сторон. Если соотношение цен в какой-то стране изменилось на X процентов (в процентах от цены свободной торговли), а в остальном мире – на Y процентов, то:

.

В нашем случае больший выигрыш пришелся на долю США. Страна, в которой цена упала на 100% по отношению к новой мировой цене (с 2 до 1), получила дополнительно 20 млрд. бушелей в год (области b+d). Остальной мир, где цена выросла на  по сравнению с ценой свободной торговли (от 2/3 до 1), получил  млрд. бушелей в год.



[1] Площадь под кривой спроса до вертикали, отмечающей объем потребления, показывает, как расценивают потребители саму возможность приобретения сукна.

Предыдущая

Похожие материалы:
Вызывальщик локомотивных и поездных бригад
Вызовы в судебное заседание - ст.232 УПК РФ
Вызов свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, находящихся за пределами территории Российской Федерации
Выкуп арендованного имущества
Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей - ст.240 ГК РФ
Выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними



О сайте   Авторам   Реклама и услуги   Контакты
Copyright © 2007-2021, Консалтер.Ру