Е.Б. Хомутов
Правоведение: конспект лекций Челябинск, 2012. – 103 с.
Лекция 2. Основы российского конституционного права
2.5. Структура
и характеристика Конституции РФ
Принятие новой Конституции Российской Федерации было
предопределено логикой развития общественно-политической ситуации в России в
последние годы. Поэтому, хотя правовое государство в России еще не создано, ст.
1 Конституции РФ провозглашает Россию демократическим правовым государством.
Данное положение носит не просто программный (перспективный) характер, но
задает параметры дальнейшего развития всей совокупности общественных отношений
в России.
В связи с этим гл. 1 Конституции РФ 1993 года называется «Основы
конституционного строя».
Конституционный строй – это система господствующих в
обществе и закрепленных в Основном Законе государства экономических, правовых и
политических отношений, характеризующих принципы организации и деятельности
государственной власти, устанавливающая основные права и свободы граждан как
высшую ценность.
Принципы конституционного строя Российской Федерации:
1. Принцип демократизма означает, что любое
государство, стремящееся стать правовым, непременно должно иметь
демократический характер (ст. 1 Конституции РФ).
2. Принцип приоритета прав и свобод гражданина означает,
что “человек, его права и свободы являются высшей ценностью”. Государство
обязано признавать, соблюдать и защищать эти ценности (ст. 2 Конституции
РФ).
3. Принцип народовластия означает, что
единственным источником власти в Российской Федерации является ее
многонациональный народ (ст. 3 Конституции РФ). В силу этого принципа
обеспечивается, во-первых, народовластие как основное выражение государственной
власти в целом, во-вторых, суверенитет российского государства как юридическое
выражение народного суверенитета.
4. Принцип федерализма означает, что целостность
и неприкосновенность территории России не может быть поставлена под сомнение в
связи с ее федеративным устройством (ст. 4 Конституции РФ). Согласно этому
принципу все законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации не
могут противоречить федеральным законам (ст. 5 Конституции РФ). Принцип
федерализма также означает, что лица, имеющие российское гражданство,
пользуются одинаковыми правами и имеют равный объем обязанностей, независимо от
территории проживания, национальной принадлежности и вероисповедания
(ст. 6 Конституции РФ).
5. Принцип закрепления Российской Федерации в качестве
социального государства означает, что основным направлением
деятельности государства должно быть создание условий, обеспечивающих достойную
жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ).
6. Принцип единства экономического пространства устанавливает
единое экономическое пространство на всей территории Российской Федерации,
разрешает свободное перемещение товаров и финансовых средств в пределах
государственных границ России. Этот принцип также провозглашает множественность
форм собственности при их равной юридической защите (ст. 8 Конституции
РФ). Одним из отражений этого принципа является признание права частной
собственности, в том числе и на землю (ст. 9 Конституции РФ).
7. Принцип разделения государственной власти
означает, что в Российской Федерации существует три ветви государственной
власти (законодательная, исполнительная и судебная), которые выполняют свои
функции самостоятельно соответствующими органами государственной власти:
Федеральным Собранием, Правительством, Конституционным, Верховным и Высшим
Арбитражным судами (ст. 10 и ст. 11 Конституции РФ). При этом закрепляется
наличие президентской власти. Являясь главой государства, Президент Российской
Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов
государственной власти (ст. 80 Конституции РФ). Согласно данному принципу
гарантируется и признается самостоятельность местного самоуправления, органы
которых не входят в систему органов государственной власти (ст. 12
Конституции РФ).
8. Принцип политического и идеологического
многообразия означает, что в Российской Федерации разрешено создание и
деятельность любых общественных объединений, кроме запрещенных законом. Никакая
идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной
(ст. 13 Конституции РФ).
9. Принцип закрепления Российской Федерации в
качестве светского государства провозглашает свободу совести и
вероисповеданий, запрещает устанавливать или навязывать населению какие-либо
религиозные вероучения в качестве официальной государственной религии (ст. 14
Конституции РФ). Согласно этому принципу государство не должно вмешиваться в деятельность
законных религиозных объединений и не может поручать им выполнение каких-либо
государственных функций.
Похожие материалы:
Структура и уровни процесса стратегического управления
Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент: Структура и уровни процесса стратегического управления
Структура и содержание уголовно-исполнительного
законодательства Российской Федерации
Структура кадастрового номера земельного участка
Структура мирового рынка (Фролова Т.А.)
Структура муниципального долга, виды и
срочность муниципальных долговых обязательств
|