В.Т. Батычко
Конспект лекций по курсу «Уголовно-исполнительное право» Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007.
Тема 6: Исполнение наказания в виде лишения свобод
6.3. Воспитательная работа в исправительных учреждениях
Особенности воспитательной работы в исправительных
учреждениях обусловлены тем, что она проводится в местах лишения свободы и с
лицами, совершившими преступление. Поскольку воспитательная работа организуется
в специальных условиях с лицами, преступившими закон, наиболее важные вопросы
подлежат правовой регламентации. Однако вследствие того, что она в основном
носит педагогический характер, законодатель не преследует цели урегулировать
все формы и методы ее организации. Наоборот, администрации исправительных
учреждений, особенно сотрудникам воспитательной службы: начальникам отрядов,
воспитателям в колониях для несовершеннолетних предоставляется возможность
творческого применения наиболее эффективных средств, методов и приемов
педагогического и воспитательного воздействия, если они не противоречат закону
и требованиям режима наказания.
Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы должна
быть направлена на достижение целей исправления осужденных и предупреждения
совершения новых преступлений с их стороны.
Участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях
учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к
ним мер поощрения и взыскания.
Распорядком дня исправительного учреждения могут быть
предусмотрены воспитательные мероприятия, участие которых обязательно для
осужденных. В распорядке дня также должно быть отведено определенное время на
проведение различного рода религиозных служб, чтений, занятий и других
мероприятий религиозного характера. При этом целесообразно не совмещать его по
времени с проведением иных массовых мероприятий. Отправление религиозных
обрядов – дело сугубо личное (в том числе и выбор религии, религиозные течения,
формы обрядов т.п.), и командование со стороны администрации учреждений просто
недопустимо.
В законе закрепляется (точнее развивается) принцип
дифференциации и индивидуализации воспитательного воздействия: воспитательная
работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и
характера осужденных и обстоятельств совершения ими преступлений.
Персонал исправительных учреждений в процессе исполнения
наказания в виде лишения свободы осуществляет нравственное, правовое, трудовое,
трудовое, физическое и иное воспитание осужденных, способствующее их
исправлению.
Нравственное воспитание осужденных в исправительной
(пенитенциарной) педагогике рассматривает сквозь призму формирования всей
личности осужденных, их жизненной позиции. Воспитание такой позиции является
делом исключительно важным и сложным, ведь именно отсутствие устойчивых
нравственных начал и привело осужденных к преступлению.
Правовое воспитание осужденных предполагает формирование
у них правосознания, включающего знание принципов и норм права, а также
убеждение в необходимости следовать им. Кроме того, оно предполагает
организацию правомерного, ответственного, социально активного поведения. В этой
работе внимание следует обращать, прежде всего, не на знание осужденными
правовых норм (при всей важности таких знаний), а на формирование у них
уважения к закону, понимания необходимости следовать предписаниям правовых
норм, несмотря на распространенные ныне в обществе нигилистическое отношение к
законности и веру во всемогущество денежного мешка.
Трудовое воспитание осужденных представляет собой
процесс закрепления или формирования трудовых навыков и умений, психологической
готовности к труду, нравственное к нему отношение, осознание потребности
трудиться.
Также необходимо достаточно много внимания в работе с
осужденными уделять эстетическому воспитанию, так как в основной
массе это малокультурные люди, имеющие зачастую неправильное представление о
прекрасном, извращенные вкусы, чувства, взгляды и идеалы. Все эти качества
наиболее наглядно проявляются в их субкультуре с присущими ей жаргоном и
фольклором, «воровской романтикой и блатными традициями», лагерными песнями и
т.п. атрибутами.
Религиозным воспитанием и просвещением в местах лишения свободы занимаются
различные религиозные организации. Но в этой работе необходимо проявлять
определенную осторожность. Нельзя командными методами приучать человека к
религии, введя в ранг обязанности посещать религиозные обряды, изучать
вероучения; тем более недопустимо вводить в программу требования изучать
православие в обязательном порядке, а иные вероучения по желанию. Кроме
протеста, игнорирования и недовольства такая практика ничего другого вызвать не
может. Только спокойная, вдумчивая, кропотливая и долгая работа может дать
положительные результаты в такой деликатной сфере жизнедеятельности человека и
общества.
В исправительных учреждениях достаточно много внимания
уделяется физическому воспитанию осужденных, для чего в каждом из
них создается необходимая спортивная база (за исключением тюрем и колоний
особого режима). Причем в ряде исправительных учреждений, особенно в
воспитательных колониях, где позволяют площади, имеются достаточно хорошо
оборудованные спортивные площадки и спортивные залы. Среди осужденных в
основном культивируются игровые и силовые виды спортивных занятий. С точки
зрения обеспечения безопасности нецелесообразно проводить занятия по борьбе
всех видов, боксу, метанию диска, молота и копья, прыжкам с шестом и некоторым
другим видам спорта.
Воспитательная работа с осужденными организуется
дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания,
условий содержания Формы проведения этой работы могут быть массовыми,
групповыми и индивидуальными, они реализуются на основе педагогических и
психологических знаний и методов воздействия.
В воспитательной работе с осужденными заметное место
отводится участию в самодеятельных организациях, которые
организуются в исправительных и воспитательных колониях. Эти организации создаются
для решения внутриколлективных проблем самых осужденных, возникающих в процессе
совместной жизнедеятельности в исправительном учреждении. Основными задачами
самодеятельных организаций осужденных являются: оказание осужденным помощи в
духовном, профессиональном и физическом развитии; развитие полезной инициативы
осужденных; оказание позитивного влияния на исправление осужденных; участие в
решении вопросов организации труда, быта и досуга осужденных; содействие
администрации исправительных учреждений в поддержании дисциплины и порядка,
формировании здоровых отношений между осужденными; оказание социальной помощи
осужденным и их семьям. Перед самодеятельными организациями осужденных могут
стоять и иные задачи, не противоречащие целям, порядку и условиям отбывания
наказания.
В целях поддержания надлежащего порядка в исправительных
учреждениях, стимулирования осужденных к правопослушному поведению применяется
развернутая система мер поощрения и взыскания.
Меры поощрения к осужденным применяются за хорошее поведение,
добросовестное отношение к труду, обучению, активно участие в работе
самодеятельных организаций и в проводимых воспитательных мероприятиях.
К осужденным, отбывающим лишение свободы, применяется
следующая система мер поощрения:
а)
благодарность;
б)
награждение
подарком;
в)
денежная премия;
г)
разрешение на
получение дополнительной посылки или передачи;
д)
(утратил силу –
ФЗ от 08.12.2003 № 161-ФЗ);
е)
предоставление
дополнительного краткосрочного или длительного свидания;
ж)
разрешение
дополнительно расходовать деньги в сумме до одной четверти минимального размера
оплаты труда на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости;
з)
увеличение
времени прогулки осужденным, содержащимся в строгих условиях отбывания наказания
в исправительных колониях и тюрьмах, до двух часов в день на срок до одного
месяца;
и)
досрочное снятие
ранее наложенного взыскания.
Статья 115 УИК РФ определяет меры взыскания,
которые могут быть объявлены осужденным; они выносятся за нарушения
установленного порядка отбывания наказания и включают:
а)
выговор;
б)
дисциплинарный
штраф в размере до двухсот рублей;
в)
водворение
осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной
изолятор на срок до 15 суток;
г)
перевод
осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка
отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого
режимов, в помещения камерного типа, а в исправительных колониях особого режима
– в одиночные камеры на срок до шести месяцев;
д)
перевод
осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка
отбывания наказания, в единые помещения камерного типа на срок до одного года;
е)
перевод
осужденных женщин, являющихся злостными нарушителями порядка отбывания
наказания, в помещения камерного типа на срок до трех месяцев.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Воронильщик
Вопросы, решаемые судом
одновременно с постановлением приговора - ст.313 УПК РФ
Вопросы, разрешаемые судом при принятии решения
по уголовному делу
Воспитательная работа с осужденными
военнослужащими
Воспитательная работа с осужденными
военнослужащими - ст.146 УИК РФ
Воспитательная работа с осужденными к
принудительным работам
|