В.Т. Батычко
Прокурорский надзор Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
Лекция 2. Система органов и учреждений прокуратуры
2.4. Специализированные прокуратуры
Военные прокуратуры. Свои полномочия органы
военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах РФ, других войсках,
воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами.
Систему органов военной
прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных
округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной
пограничной службы РФ, Московская городская военная прокуратура и другие
военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, военные
прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры,
приравненные к прокуратурам городов и районов. В военных прокуратурах,
приравненных к прокуратурам городов и районов, по решению Главного военного
прокурора могут создаваться прокурорские, прокурорско-следственные и
следственные участки.
В местностях, где в силу
исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры, а также за
пределами государства, где в соответствии с международными договорами находятся
войска РФ, осуществление функций прокуратуры может быть возложено Генеральным
прокурором РФ на органы военной прокуратуры.
Образование, реорганизация
и ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса, компетенции,
структуры и штатов осуществляются Генеральным прокурором РФ, приказы которого
по этим вопросам реализуются в соответствии с директивами Генерального штаба
Вооруженных Сил РФ и других войск, воинских формирований и органов.
Органы военной
прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ — Главный военный
прокурор, который руководит деятельностью органов военной прокуратуры,
обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию
военных прокуроров и следователей, издает приказы и указания, обязательные для
исполнения всеми военными прокуратурами.
Финансирование органов
военной прокуратуры осуществляется Министерством обороны РФ за счет выделяемых
для этих целей средств федерального бюджета. Материально-техническое
обеспечение органов военной прокуратуры, выделение им служебных помещений,
транспорта, средств связи и других видов снабжения и довольствия производятся
Министерством обороны РФ и другими войсками и воинскими формированиями по
установленным нормам. Охрана служебных помещений органов военной прокуратуры
осуществляется воинскими частями.
Главный военный прокурор
имеет первого заместителя и заместителей, старших помощников по особым
поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений, и
помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу
заместителей начальников управлений.
Структуру Главной военной
прокуратуры составляют управления, отделы (самостоятельные и в составе
управлений), канцелярия и приемная. Начальники управлений и самостоятельных
отделов являются старшими помощниками, а их заместители, начальники отделов в
составе управлений, канцелярии и приемной — помощниками Главного военного прокурора.
Положения о структурных подразделениях Главной военной прокуратуры утверждаются
Главным военным прокурором.
В управлениях и отделах
устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших
прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также старших
следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам.
В Главной военной прокуратуре
образуется Коллегия в составе Главного военного прокурора (председатель), его
первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских
работников, назначаемых Главным военным прокурором. Персональный состав
Коллегии утверждается Генеральным прокурором РФ по представлению
Главного военного прокурора.
На военную прокуратуру
возлагаются следующие полномочия:
1) надзор за исполнением
Конституции и законов, действующих на территории РФ, соответствием законам издаваемых
правовых актов, соблюдением прав военнослужащих и членов их семей и иных
граждан руководителями и должностными лицами органов управления и военного
управления, воинских частей, учреждений, организаций, предприятий и иных
военизированных подразделений Вооруженных Сил РФ, внутренних войск Министерства
внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы
охраны РФ и т.д.;
2) надзор за исполнением законов
при производстве предварительного следствия, дознания и осуществлении ОРД по
уголовным делам в материалах о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также
гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала
Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований;
3) уголовное преследование
по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также
гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала
Вооруженных Сил РФ.
Главный военный прокурор
и подчиненные ему прокуроры обладают в пределах своей компетенции следующими
полномочиями и осуществляют их независимо от командования и органов военного
управления:
- участвуют в заседаниях
коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военного управления;
- назначают вневедомственные
ревизии и проверки, затраты на проведение которых возмещаются по постановлению
прокурора органами военного управления, где состоят на довольствии проверяемые
воинские части и учреждения;
- имеют право по
предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и
в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов
независимо от установленного в них режима, иметь доступ к их документам и
материалам;
- проверяют законность
содержания осужденных, арестованных и задержанных военнослужащих на
гауптвахтах, в дисциплинарных частях и других местах, а также немедленно принимают
меры по освобождению незаконно содержащихся там лиц;
- требуют обеспечения охраны,
содержания и конвоирования лиц, находящихся на войсковых и гарнизонных гауптвахтах,
в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу.
Природоохранные
прокуратуры. Эти прокуратуры созданы для усиления прокурорского надзора за
исполнением законодательства об охране окружающей среды.
На правах прокуратуры
субъекта РФ действует только одна прокуратура — Волжская межрегиональная
природоохранительная прокуратура. Конкретный перечень городов и районов
субъектов РФ, на территории которых распространяются полномочия этой прокуратуры,
определяются Волжским межрегиональным природоохранным прокурором по
согласованию с прокурорами субъектов РФ.
На Волжскую межрегиональную
природоохранную прокуратуру возложены следующие полномочия:
- надзор за исполнением
законов, направленных на защиту окружающей природной среды и экологических прав
граждан, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти
субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами контроля и их
должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и
некоммерческих организаций, которые функционируют или расположены в бассейне р.
Волги, а также за соответствием законам издаваемых ими нормативных правовых
актов;
- уголовное преследование
по делам об экономических преступлениях, совершенных на предприятиях, в
учреждениях, организациях и иных субъектах хозяйственной деятельности,
расположенных в бассейне р. Волги.
Транспортные прокуратуры. Данные прокуратуры
действуют на правах прокуратур районов и осуществляют свои полномочия,
касающиеся исполнения законов о безопасности движения на воздушном, речном
(морском) и железнодорожном транспорте. Транспортные прокуратуры также
осуществляют надзор за исполнением законов и соблюдением прав, свобод и
законных интересов граждан предприятиями различных форм собственности, которые
так или иначе связаны с предоставлением или обслуживанием транспортных
перевозок грузов и пассажиров.
Транспортные прокуратуры
осуществляют также расследование преступлений, совершенных на транспортных
объектах. Одновременно они обеспечивают надзор за законностью административной
деятельности органов внутренних дел на транспорте, а также за ОРД, дознанием и
предварительным следствием, которые проводят сотрудники транспортной милиции.
Прокуратуры по надзору за
соблюдением законов при исполнении назначенных судом наказания и иных мер принудительного
характера. Эти прокуратуры создаются для усиления влияния на состояние
законности при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и иных
мер принудительного характера, назначаемых судом. Указанные прокуратуры
действуют на правах районных прокуратур с подчинением прокурорам
соответствующих субъектов РФ. На прокуратуры по надзору за законностью
исполнения наказания возложены задачи в соответствии со ст. 32 Закона о
прокуратуре.
Прокуратуры ЗАТО. В настоящее время в
соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 09.09.2002 № 59 действуют
только две специализированные прокуратуры ЗАТО г. Межгорье и комплекса «Байконур»
с непосредственным подчинением Генеральной прокуратуре РФ.
Другие прокуратуры,
которые осуществляют надзор за соблюдением и исполнением законов РФ в закрытых
административно-территориальных образованиях, на особо режимных объектах и в
специальных воинских формированиях, обеспечивающих их функционирование, непосредственно
подчиняются территориальным прокуратурам субъектов РФ.
На прокуратуры ЗАТО г.
Межгорье и комплекса «Байконур» возложены следующие полномочия:
- надзор за исполнением законов,
соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления,
органами контроля и их должностными лицами, органами управления и
руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за
соответствием законам издаваемых ими нормативно-правовых актов;
- надзор за исполнением
законов органами, осуществляющими предварительное следствие, дознание и ОРД, а
также уголовное преследование по уголовным делам о преступлениях, совершенных в
пределах этих административно-территориальных образований (кроме производства
по уголовным делам в отношении военнослужащих).
Приказом Генерального
прокурора РФ от 30.03.2001 № 17 «О полномочиях прокуроров, осуществляющих
надзор за исполнением законов на особо режимных объектах и в закрытых
административно-территориальных образованиях» полномочия прокуроров прокуратур
ЗАТО в связи с особенностями их организации и деятельности, в части обращения в
арбитражные суды с исками в защиту государственных и общественных интересов,
а также опротестования в кассационном порядке приговоров, решений, определений
и постановлений судов, осуществляющих правосудие на особорежимных объектах, в
ЗАТО, закрытых и обособленных военных городках и особо-режимных воинских частях,
приравнены к полномочиям соответствующих территориальных прокуроров.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Специализированные внебанковские кредитно-финансовые институты
Спекальщик стекловолокна (Выпуск №28 ЕТКС)
Спекальщик ленточных сердечников
Специалист
Специалист - Арбитражный процессуальный кодекс
Специалист
|