В.Т. Батычко
Конституционное право России Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
Лекция 6: «Конституционные права и свободы человека и гражданина»
6.4. Социально-экономические права и свободы
Особую группу
основных прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические
права и свободы. Это понятие охватывает комплекс прав: экономических,
социальных и культурных. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как
предпринимательская и иная экономическая деятельность; собственность; труд;
отдых; здоровье; образование, и призваны обеспечить материальные, духовные и
другие социально значимые потребности личности.
Конституция
РФ 1993 г., по сравнению с основными законами советского типа, исходит из
принципиально иной идеологии при закреплении социально-экономических прав и
свобод.
В прежнем
подходе ярко проявлялась ориентация на главенствующую роль государства в
предоставлении социально-экономических благ человеку, которого оно как бы
окружало со всех сторон опекой. Личность была лишь пользователем этих благ,
пассивным их созидателем по указаниям государства. Подобного рода
интерпретация, заложенная в конституционных нормах, закономерно вытекала из
того, что государство по сути дела выступало как единственный собственник всех
общественных богатств, средств производства, объектов культуры, социальной
сферы, формально провозглашаемых общенародными. Оно сосредоточивало в своих руках
все функции по производству и распределению материальных благ, планировало
развитие экономики и культуры, определяло фонды, штаты, планы каждого
предприятия, направление средств в ту или иную сферу. Эти условия не могли не
основываться на экономически пассивной личности, не поощрять иждивенчество.
Именно такой человек - наемный труженик - требовался для
государства-собственника, и он за годы советской власти в достаточно широких
масштабах сформировался. Экономические права граждан советские конституции не
закрепляли.
Отказ от
глобального огосударствления экономики, признание того, что объективно
необходима частная собственность, основанная на экономической
заинтересованности, активности и ответственности человека, не могли не привести
к изменению роли государства в обеспечении социально-экономических прав и
свобод личности. Оно уже не может быть единственным субъектом, который
полностью отвечает за их реализацию и защиту. Ответственность ложится на всех
субъектов экономической и социальной деятельности при возрастающей активности и
индивидуальной ответственности самого человека.
Такая новая
система гарантий социально-экономических прав и свобод еще в должной мере не
сложилась. Переход на рельсы рыночной экономики пока не обеспечивает
осуществления тех социальных функций, которые присущи ее развитым формам. А
существовавшие ранее гарантии социально-экономических прав и свобод уже
значительно сузились. В связи с этим насущной задачей является реальный поворот
к социально ориентированной экономической реформе, курс на которую обозначен
как очередная задача государства. Государство из патерналистского должно стать
субсидиарным, т.е. обеспечивая условия для самостоятельной, активной
деятельности самого человека, осуществлять заботу о тех людях, которые в этом
нуждаются по различным причинам.
Новая
экономическая и социальная роль государства изменила характер государственных
гарантий прав и свобод человека в данной сфере, но не снизила его
ответственность за создание системы таких гарантий.
Социальная
роль государства закреплена в ст. 7 Конституции как одна из важных основ
конституционного строя Российской Федерации.
Государственные
гарантии социально-экономических прав и свобод человека и гражданина включают в
себя широкую систему форм воздействия на их реализацию.
Выделим
следующие:
1) законодательное
закрепление таких условий экономической деятельности всех ее субъектов, при
которых человек реально обладает всеми конституционно признанными
социально-экономическими правами и свободами;
2) установление
гарантированного минимального размера оплаты труда, государственных пенсий и
пособий и иные гарантии социальной защиты; бесплатность образования на
основаниях, предусмотренных законом; государственная поддержка семьи,
материнства, отцовства и детства, инвалидов, пенсионеров и пожилых граждан,
развитие социальных служб;
3) осуществление
контроля за соблюдением законодательства, обеспечивающего
социально-экономические права и свободы;
4) создание
правовых, политических, материальных, организационных условий для поддержки личной
инициативы человека в экономической сфере;
5) эффективная
защита социально-экономических прав и свобод человека в предусмотренных законом
формах, в том числе и судебная защита.
Применительно
к каждому из видов социально-экономических прав и свобод роль государства как
их гаранта имеет и специфические формы выражения.
К
социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции,
относятся свобода предпринимательской деятельности, право частной
собственности, в том числе и на землю, свобода труда и право на труд в
надлежащих условиях, право на отдых, охрана семьи, право социального
обеспечения, право на жилище, право на охрану здоровья, на благоприятную
окружающую среду, право на образование, свобода литературного, художественного,
научного, технического и других видов творчества, преподавания, право
пользования учреждениями культуры (ст. 34 - 44).
Многие из
этих прав и свобод закреплялись и в прежних конституциях.
Особенность
действующей Конституции заключается не только в расширении перечня рассматриваемых
прав и свобод, но и в иной трактовке их содержания.
Инициируя
экономическую и социальную активность каждого человека как естественную основу
утверждающихся в стране рыночных отношений, Конституция закрепляет право
каждого на свободное использование своих способностей и имущества для
предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности
(ст. 34).
В советские
времена предпринимательская деятельность человека подавлялась, считалась
несовместимой с принципом коллективного труда на предприятиях социалистического
сектора. Причем ее сфера с течением времени постоянно сужалась целенаправленной
политикой советской власти на ее полное искоренение. Соответственно
экономические права сводились к праву труда на государственных предприятиях и в
колхозах.
Основные вехи
этой политики - отказ от новой экономической политики, всеобщая принудительная
коллективизация в сельском хозяйстве, раскулачивание, ликвидация
промкооперации, законодательный запрет вплоть до уголовной ответственности за
занятия индивидуальным и коллективным предпринимательством вне рамок
социалистической собственности, по сути дела, во всех сферах экономической
жизни.
Конституционное
закрепление свободы предпринимательской деятельности - правовая база и
объективно необходимое условие переустройства экономики общества на
принципиально новых основах. Рамки этой свободы конкретизированы в Гражданском
кодексе РФ.
Чтобы
обеспечить правомерные, цивилизованные условия становления и развития рыночных
отношений, Конституция устанавливает запрет на экономическую деятельность,
направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34).
Важнейшее
место в системе социально-экономических прав и свобод занимает право частной
собственности (ст. 35 Конституции). Его конституционное закрепление имело
решающее значение в переходе страны на рельсы рыночной экономики.
Включение
этой нормы в ранее действовавшую Конституцию проходило в жестком противоборстве
реформаторских и антирыночных сил, представленных в составе бывшего Съезда
народных депутатов Российской Федерации.
Утверждение
права частной собственности означало отход от важнейшего постулата
социалистической идеологии - о сосредоточении всей собственности в руках
государства. Формально она объявлялась общенародной, однако человек был
отчужден от собственности.
Экономической
основой социализма была и конституционно закреплялась общественная,
социалистическая собственность в формах государственной (общенародной) и
кооперативно-колхозной. Причем ставилась задача поднять последнюю до уровня
общенародной. Частная собственность рассматривалась как основа эксплуатации
человека человеком.
В
конституциях "победившего социализма" было зафиксировано, что
социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и
средства производства утвердились в результате ликвидации капиталистической
системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства
производства и уничтожения эксплуатации человека человеком.
За
гражданином признавалось лишь право личной собственности, объектом которой
могли быть трудовые доходы и сбережения, жилой дом, подсобное домашнее
хозяйство, предметы домашнего обихода и личного потребления и удобства.
Имевшаяся в
прежних конституциях норма, согласно которой законом допускалось мелкое частное
хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и
исключающее эксплуатацию чужого труда, носила, по существу, чисто формальный
характер и не получала практической реализации. Таким образом, собственность
гражданина фактически была полностью выключена из сферы общественного
производства.
Конституция
РФ 1993 г. признание и защиту частной собственности, равно как и других форм,
отнесла к основам конституционного строя, расширила гарантии ее охраны, в том
числе судебными органами.
В ч. 3 ст. 35
Конституции установлено, что принудительное отчуждение имущества для
государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного
и равноценного возмещения.
Конституция 1993 г. в отличие от прежней без каких-либо оговорок и ограничений закрепила право граждан и их
объединений иметь в частной собственности землю, свободно осуществлять
владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, не
нанося ущерба окружающей среде и не нарушая прав и законных интересов иных лиц
(ч. 1, 2 ст. 36). Однако до сих пор проблема частной собственности на земли
сельскохозяйственного назначения не решена.
В условиях
рыночной экономики претерпело изменение и содержание прав человека в сфере
труда (ст. 37 Конституции).
Конституция 1993 г. более четко сформулировала права человека в сфере труда, применительно к рыночной экономике.
Основной упор сделан на закрепление свободы труда, его надлежащих условий и
права человека свободно распоряжаться своим трудом. Такое содержание прав в сфере
труда объективно обусловлено изменением роли государства, переставшего быть
единственным собственником всех средств производства и вследствие этого, как
раньше, единственным работодателем, единственным гарантом получения каждым
работы.
Однако это не
означает устранения государства от обеспечения прав граждан в сфере труда. Его
роль здесь многогранна.
Государство:
1) запрещает
принудительный труд;
2) закрепляет
право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право
на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже
установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
3) утверждает
право на защиту от безработицы;
4) признает
право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием
установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на
забастовку.
Конституционная
трактовка содержания прав в сфере труда полностью соответствует положениям
Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.
С трудовыми
правами неразрывно связано право на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции). В его
обеспечении задействован широкий круг субъектов, призванных создавать для
реализации этого права необходимые условия.
Большую роль
играет и деятельность самого человека, который должен рационально и грамотно
использовать время отдыха.
Функции
государства в этой сфере заключаются в установлении посредством федерального
закона разумной продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных
дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.
Социальное
развитие общества в значительной степени зависит от статуса его первичной
ячейки - семьи, защищенности материнства и детства. В ст. 38 Конституции
закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой государства.
Развернутая
система материальных гарантий материнства и детства предусматривается в
федеральном законодательстве. Оно определяет перечень различного рода пособий,
денежных и других выплат, связанных с беременностью, родами, воспитанием детей,
потерей кормильца, многодетностью и т.п.
Статья 38
Конституции определяет и взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их
воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети,
достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
К числу
социально-экономических прав и свобод относится и право на социальное
обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для
воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39
Конституции).
Содержанием
данного права является прежде всего гарантированная возможность получать
государственные пенсии и социальные пособия. Причем федеральный закон
устанавливает минимальные размеры пенсий и пособий. Кроме них поощряются
добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального
обеспечения и благотворительность, которые получают в последнее время
определенное развитие (ч. 3 ст. 39).
Конституционно
закрепляется право на жилище (ст. 40). Оно включает: 1) защиту жилища, в силу
которой никто не может быть произвольно лишен жилища; 2) поощрение органами
государственной власти и органами местного самоуправления жилищного
строительства и создание условий для осуществления права на жилище; бесплатное
или за доступную плату предоставление жилища малоимущим, иным указанным в законе
гражданам, нуждающимся в нем, из государственных, муниципальных и других
жилищных фондов.
Поощряется
кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, развивается система ссуд
на это, не облагаемых налогом.
Право на
охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции) предполагает
бесплатность последней в государственных и муниципальных учреждениях
здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и
других поступлений.
В новых
экономических условиях к делу охраны здоровья подключается дополнительно и
частная система здравоохранения, развитию которой содействует государство.
Однако отставание развития и финансирования всей социальной сферы в настоящее
время резко отразилось и на реализации права граждан на охрану здоровья.
Медицинские учреждения не в состоянии оказывать должную помощь больным из-за
отсутствия во многих случаях необходимого оборудования, лекарств и других
средств. Высокие цены на лекарства ограничивают возможности многих больных ими
пользоваться.
Учитывая
практику прошлых лет, Конституция в ч. 3 ст. 41 особо оговаривает, что сокрытие
должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и
здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным
законом.
Каждый имеет
право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии
и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим
правонарушением (ст. 42 Конституции).
Понятие
"окружающая среда" охватывает все компоненты природной сферы,
потребителем которых является человек (вода, воздух и проч.), а также те,
которые оказывают на него воздействие (шумы, вибрация и др.). Право на
благоприятную окружающую среду, т.е. такую, которая не приносит вред человеку,
тесно увязано с правами человека на жизнь, на охрану здоровья.
Государственная
гарантия права на благоприятную окружающую среду заключается прежде всего в
законодательном установлении системы нормативов ее качества, контроля за их
соблюдением всеми субъектами, деятельность которых влияет на окружающую среду.
Объектом охраны со стороны государства является не только человек, но и сама
природная среда, строгое нормирование предельно допустимых норм ее
использования, нагрузки на нее.
К числу
социально-экономических прав и свобод относится право на образование (ст. 43
Конституции).
Каждому
гарантируется общедоступность и бесплатность начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального
образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего
профессионального, высшего профессионального и послевузовского
профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных
учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если
образование данного уровня гражданин получает впервые.
Реализация
этого права дает возможность получить общеобразовательную и профессиональную
подготовку, необходимую для осуществления трудовой деятельности, для
содержательной духовной жизни.
В этом
заинтересованы не только сам человек, но и государство, общество в целом в
связи с потребностями развивающегося производства и других сфер в специалистах,
способных в силу общей разносторонней подготовки овладевать сложными
современными профессиями.
Поэтому
Конституция закрепила обязательность основного общего образования. Родители или
лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми этого образования (ч.
4 ст. 43).
Учащимся и
студентам в соответствующих случаях предоставляются государственные стипендии и
различного рода льготы (отсрочка от призыва в армию и др.).
Наряду с
государственными развивается и система частных платных образовательных
учреждений различного рода. Они являются дополнением государственной системы и
призваны способствовать использованию различных моделей обучения, учету
потребностей обучающихся в получении желательного им комплекса знаний.
Поддерживая
различные формы образования и самообразования, государство устанавливает
федеральные государственные образовательные стандарты.
В
соответствии со ст. 44 Конституции каждому гарантируется свобода литературного,
художественного, научного, технического и других видов творчества,
преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями
культуры, на доступ к культурным ценностям.
Государство
гарантирует доступность всех достижений культуры для граждан, где бы они ни
проживали. Это обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и
мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах,
развитием и равномерным размещением культурно-просветительных учреждений на
территории страны, развитием телевидения и радио, книгоиздательского дела и
периодической печати, сети библиотек, расширением культурного обмена с
зарубежными государствами.
Важным
условием обеспечения свободы научного, технического и художественного
творчества является снятие существовавших прежде идеологических ограничений,
затрагивающих не только науку, и прежде всего общественную, но и искусство,
художественные направления. Однако положительное значение этого фактора снижается
слабой поддержкой науки и искусства государством, по-прежнему остаточным
принципом финансирования учреждений данного рода.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Социально-экономические последствия инфляции
Орлов А.И. Менеджмент: Социально-экологические проблемы управления в современных условиях
Социально-психологические методы управления
Социальное государство: понятие, признаки
Социальное и экономическое развитие России и СССР в 1917-1996 гг. (основные события) - Проклин А.Н. История экономики
Социальное обеспечение
|