В.Т. Батычко
Конституционное право зарубежных стран Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.
Лекция 6: «Избирательное право в зарубежных странах»
6.1. Избирательное право
Одним из
элементов демократии являются выборы в различного рода центральные и местные
представительные учреждения. Эти учреждения создаются правоспособными
гражданами посредством голосования за кандидатов, выдвигаемых в соответствии с
установленными законом правилами. Существуют и иные органы, которые также
избираются либо населением страны, либо населением субъектов федерации или
административно-территориальных единиц. Во всех указанных случаях проводятся
всеобщие, региональные, местные и т.п. выборы, представляющие собой массовые
политические кампании.
Выборы подразделяются
на прямые и непрямые. Если закон предусматривает такой порядок (способ)
волеизъявления, при котором избиратели имеют возможность прямо выразить свое
отношение к кандидатам посредством подачи голосов, то выборы являются прямыми. Так,
избиратели Финляндии голосуют за кандидатов в Парламент, отдавая свои голоса
тем из них, которых они предпочитают. Те же финские избиратели при избрании
Президента до 1994 г. голосовали не за кандидатов на должность главы
государства, а за кандидатов в выборщики, которые и избирали Президента[45]. Такие
выборы не являются прямыми.
Непрямые
выборы подразделяются на косвенные и многостепенные. При косвенных
выборах воля избирателей опосредуется специальной избирательной
коллегией, только для этого и создаваемой. Выполнив эту задачу, коллегия
выборщиков распускается. При многостепенных выборах воля избирателей
опосредуется не особой, только для данного случая создаваемой коллегией, а
постоянно действующим представительным учреждением, для которого избрание
другого органа или должностного лица - лишь одно из полномочий, входящих в его
компетенцию. Если воля избирателей опосредуется дважды, то такие выборы будут
трехстепенными, трижды - четырехстепенными и т.д. Оценка прямых и непрямых
выборов с точки зрения их демократизма не может носить абсолютного характера,
она зависит от ряда конкретных обстоятельств.
Выборы
проводятся в установленные законом сроки. В странах, не знающих института
парламентской ответственности (президентские республики), глава государства
обычно не имеет права роспуска парламента. Поэтому парламентские выборы в них
проводятся в строго установленные сроки через определенные промежутки времени.
Например, в США в первый вторник после первого понедельника ноября каждого
четного года переизбирается целиком весь состав Палаты представителей и одна
треть Сената.
В
парламентарных республиках (Германия, Италия) и монархиях (Великобритания,
Япония, Бельгия) парламентские выборы в обычных условиях проводятся по
истечении срока полномочий общенационального представительного органа. Такие
выборы называются очередными. В случае же досрочного роспуска парламента главой
государства проводятся внеочередные выборы. Таким образом, в этих странах сроки
проведения парламентских выборов могут меняться в зависимости от политической
ситуации. Дополнительные выборы проводятся тогда, когда в результате
отстранения, отставки или смерти депутата открывается вакансия в парламенте. В
подобных случаях их организуют в соответствующем избирательном округе.
Президенты
республик и другие выборные должностные лица избираются также в установленные
сроки, и внеочередные выборы этих должностных лиц проводятся в случае
отстранения от должности, отставки или смерти.
Конечно,
удельный вес и значение выборов в политической жизни различных стран
неодинаковы. Так, в Великобритании избираются только нижняя палата Парламента
(Палата общин), представительные органы Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии,
местные органы (советы административных графств, городов-графств, муниципальных
и немуниципальных городов и приходов). Во Франции круг выборных органов
несколько шире. Там избираются глава государства, обе палаты парламента, органы
регионального и местного управления. Значительное число органов и должностных
лиц избирается в США.
Значение
выборов в политической жизни страны зависит не только от количества выборных
органов и должностных лиц, но и от роли и значения самих этих органов. Одним из
признаков демократического режима является проведение выборов на альтернативной
основе при условии, что гарантируется соблюдение прав кандидатов и избирателей,
что политические партии и организации могут на равных основаниях участвовать в
избирательной кампании, а в голосовании принимают участие большинство избирателей.
В науке
конституционного права термин "избирательное право" в зависимости от
конкретных обстоятельств предполагает различное содержание, понимается и
применяется строго дифференцированно.
Во-первых,
под избирательным правом понимается институт конституционного права, состоящий
из правовых норм, регулирующих порядок предоставления гражданам права
участвовать в выборах. Избирательное право как институт конституционного права
имеет своим юридическим источником конституции, конституционные и обычные законы,
акты парламентов, постановления правительств, указы глав государств. В ряде
стран источниками избирательного права являются также судебные прецеденты, акты
толкования права, обычаи.
Во-вторых,
под избирательным правом понимается субъективное право гражданина стать
участником (субъектом) конституционно-правового отношения, возникающего при
выборах. В данном случае избирательное право предполагает право гражданина быть
зарегистрированным в качестве избирателя или кандидата, право на подачу голоса
и т.д. и соответствующую обязанность со стороны органов государства.
В настоящее
время конституции большинства стран провозглашают всеобщее избирательное право,
которое тем не менее ограничено рядом требований - цензов, которым должен
отвечать гражданин для реализации права участия в выборах. Так, под всеобщим
избирательным правом иногда понимается такое избирательное право, которое не
ограничено лишь прямым имущественным цензом.
Во многих
странах отмечается тенденция расширения избирательного корпуса. Так, в ряде стран
избирательное право было предоставлено гражданам, проживающим за границей (1985
г. - ФРГ, 1991 г. - Швейцария). В отдельных государствах право участвовать в
голосовании получили иностранцы, проживающие в течение определенного срока на
территории страны и уплачивающие налоги. Например, граждане государств - членов
Европейского союза могут голосовать на выборах в Европарламент и на местных
выборах в стране проживания в рамках ЕС.
Практически
во всех странах всеобщее избирательное право ограничивается рядом цензов.
Имеются общие
требования, которые регламентируют активное избирательное право - право
голосовать, и дополнительные требования, которые предъявляются к кандидатам на
выборные должности (так называемое пассивное избирательное право).
Возрастной
ценз - это установленное законом требование, согласно которому право
участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенного
возраста.
После
окончания Второй мировой войны начался процесс снижения избирательного
возраста. В Великобритании возрастной ценз был снижен с 21 года до 18 лет
Законом о народном представительстве 1969 г., в ФРГ - путем изменения ст. 38
Основного Закона в 1970 г., в США - первоначально Законом об избирательных
правах в 1970 г., а затем XXVI поправкой к Конституции в 1971 г., во Франции -
Законом N 74-631 от 5 июля 1974 г., в Греции - Законом 1982 г. Снижен
возрастной ценз в Италии, Бельгии, Финляндии, Австрии, Нидерландах, Канаде,
Австралии и других странах. Снижение избирательного возраста привело к
существенному расширению избирательного корпуса.
Ценз
оседлости представляет собой устанавливаемое государством требование,
согласно которому избирательное право предоставляется только тем гражданам,
которые проживают в той или иной местности в течение определенного времени. Этот
ценз существует во многих странах, однако его содержание и практическое
применение в каждом государстве имеют ряд особенностей. В некоторых странах для
получения активного избирательного права на парламентских выборах требуется
постоянное проживание в соответствующем избирательном округе (в США - 1 мес., в
ФРГ - 3 мес., во Франции - 6 мес., в Канаде - 12 мес.). В ряде стран ценз
оседлости не детализируется и сводится к общему требованию иметь постоянное
жительство. Например, в Ирландии избиратель обязан иметь "место для
сна", в Бельгии - постоянно проживать в коммуне не менее 6 месяцев, в
Финляндии - не менее 1 года. Иногда ценз оседлости выражен в косвенной форме:
например, в Великобритании избиратель должен зарегистрироваться в течение определенного
периода, и если он в это время отсутствовал, то участия в выборах не принимает
(это правило имеет ряд исключений).
Первоначально
избирательное право зарубежных стран было чисто «мужским» и совершенно не
распространялось на женщин. Ценз пола долгие годы был одним из наиболее прочных
и стойких ограничений избирательного права. Понадобилась длительная борьба,
чтобы пробить первую брешь. В 1893 г. этот ценз был отменен в Новой Зеландии,
затем в течение последующих десятилетий, а особенно после Второй мировой войны
- в большинстве стран. Небезынтересно напомнить, что США предоставили
избирательные права женщинам в 1920 г., Великобритания - в 1928-м, Франция - в
1944-м, Италия - в 1945-м, Греция - в 1956-м, Швейцария - в 1971 г.
В некоторых
странах лишены избирательных прав военнослужащие (обычно рядовые и младший
командный состав).
Кое-где
применяются различного рода моральные цензы. Так, статья 48 Конституции Италии
предусматривает возможность ограничения избирательного права «в случаях
недостойного поведения, указанных в законе»; законодательство штатов Алабамы,
Коннектикута и Луизианы (США) требует, чтобы избиратель имел «хороший характер».
Предоставление
пассивного избирательного права сопряжено с рядом более жестких ограничений.
Гражданин, зарегистрированный в качестве избирателя, для получения пассивного
избирательного права должен удовлетворять ряду других требований. Прежде всего,
для кандидатов на выборные должности повсеместно (за очень редкими
исключениями) устанавливается более высокий возрастной ценз (23 - 25 лет - в
нижнюю палату, 30 - 40 - в верхнюю). При предоставлении пассивного
избирательного права значительно чаще применяется ценз оседлости и носит он
обычно более жесткий характер. К кандидатам предъявляются и дополнительные
требования, связанные с неизбираемостью или несовместимостью должностей.
Неизбираемость
- это ограничение возможности баллотироваться в качестве кандидата. Различают
абсолютную (невозможность баллотироваться во всех избирательных округах) и
относительную (запрет баллотироваться в определенных избирательных округах)
неизбираемость. Например, члены королевской семьи в Испании не могут быть
кандидатами на выборах в Генеральные кортесы. В Мексике губернаторам
запрещается баллотироваться в состав Палаты депутатов по округу подведомственного
им штата в течение всего времени исполнения своих обязанностей и даже в том
случае, если они выйдут в отставку. Нарушение данного требования влечет
недействительность выборов и лишение мандата.
Несовместимость
должностей - запрет занимать определенные должности в течение срока полномочий
выборных должностных лиц - означает необходимость выбора между двумя
должностями, который в соответствии с законодательством следует осуществить
либо до, либо после выборов. Так, в Бразилии министры, которые намерены
баллотироваться в Национальный конгресс, должны оставить свой пост за шесть
месяцев до выборов.
В
демократических государствах избирательное право сегодня является формально
равным. Это означает, что, во-первых, каждому избирателю предоставляется равное
количество голосов и, во-вторых, все граждане участвуют в выборах на равных
основаниях, т.е. избирательные округа по своей численности должны быть
одинаковыми. Однако фактически принцип равенства избирательного права в ряде
случаев искажается. Длительное время в некоторых странах существовал так
называемый плюральный вотум, суть которого состоит в том, что отдельным
привилегированным категориям избирателей предоставлялось большее количество
голосов, чем обычным избирателям. Так, в Великобритании дополнительные голоса
предоставлялись лицам, имевшим недвижимую собственность и окончившим
университеты.
Более
распространенным методом нарушения равного избирательного права являются
различные манипуляции с избирательными округами, в результате чего искусственно
завышается представительство одних групп населения в ущерб другим.
[45]
С 1994 г. путем прямых выборов всеми гражданами страны избирается и Президент
Финляндской Республики.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Из чего состоит денежный оборот?
Из каких этапов состоит бюджетный процесс в США? (Казанская А.Ю.)
Иерархия управления
Избирательные комиссии
Избирательные системы (Батычко В.Т., 2011)
Избрание или применение
избранной меры пресечения для обеспечения возможной выдачи лица
|