В.Т. Батычко
Конституционное право зарубежных стран Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.
Лекция 5: «Политические режимы в зарубежных странах»
5.1. Понятие и сущность политического режима
Формы
государства, рассмотренные в предыдущей главе, дают представление о внешнем
выражении государственности. Однако, зная форму правления и форму
государственного устройства конкретного государства, мы не получим точного
представления о реальном политическом статусе социальных, национальных и
религиозных групп, о фактической роли государственной власти.
Научный
анализ государства невозможен без учета тех средств и методов, с помощью
которых осуществляется государственная власть. Речь идет о политическом режиме,
который представляет собой совокупность средств и методов осуществления
политической (и прежде всего государственной) власти. Если форма правления
отвечает на вопрос о системе построения высших органов государственной власти,
форма государственного устройства - о национально-территориальной организации
государства, то политический режим дает представление о том, как осуществляется
государственная власть.
В настоящее
время в отечественной науке конституционного права понятия государственного и
политического режимов, как правило, различаются. Под государственным режимом
обычно понимают формы, методы и способы осуществления государственной власти. Политический
режим рассматривается как более широкое понятие - как функциональная
характеристика всей политической системы, определяемая методами и способами
осуществления политической власти, в том числе государственной, партийной,
общественной. Поскольку политический режим оказывает непосредственное
воздействие на общественные отношения, регулируемые конституционным правом
(форма государства, основы взаимоотношений государства с обществом и
личностью), и зачастую предопределяет реальность функционирования
конституционных норм, считаем возможным сохранить терминологию первых изданий
учебника.
Термин «политический
режим» широко применяется во французском конституционном праве и политической
науке, но ему там дается более широкое толкование. Один из крупнейших
французских политологов, Морис Дюверже, включает в политический режим следующие
элементы: правительственную власть и подчинение ей граждан, избрание
правительственных органов, структуру правительства, ограничение власти
правительства (Duverger M. Institutions Politiques et Driot Constitutionnel. P.,
1970. P. 13 - 14). Еще шире толкует это понятие профессор Жорж Бюрдо,
фактически приравнивая политический режим к политической системе (Burdo G. Driot
Constitutionnel et Institutions Politiques. P., 1974. P. 165 - 185).
В
англо-американской политической науке понятие политического режима встречается
редко и не имеет строго определенного содержания.
На всем
протяжении своего существования западные государства прибегали к двум основным
методам властвования (управления конкретной человеческой общностью), которые на
разных этапах осуществлялись либо в более или менее чистом виде, либо
сочетались, - авторитарному и демократическому.
Характерным
свойством демократического метода является то, что управление человеческой
общностью осуществляется по воле большинства ее участников. Демократическая
общность создает систему учреждений, с помощью которой выявляется и
осуществляется воля большинства, оформленная в виде соответствующих актов.
Демократия может быть политической и не политической, государственной и не
государственной, но при этом она всегда представляет собой правление по воле
большинства. При демократии меньшинство участвует в принятии решений, выдвигает
свои альтернативные предложения и борется за их принятие, но когда решение
принято по воле большинства, меньшинство обязано выполнять содержащиеся в нем предписания,
правила поведения. Иначе оно будет принуждено к этому правящим большинством.
Когда мы говорим о демократии как о правлении большинства, то имеем дело с
понятием, т.е. с абстракцией, но, будучи наполнена конкретным историческим
содержанием, демократия не может быть ничем иным, как конкретной исторической
категорией. Нет и не было демократии вообще, «чистой» демократии.
Характерным
признаком недемократического (авторитарного) метода является то, что управление
человеческой общностью осуществляется либо единолично, либо небольшой группой.
Люди, составляющие эту общность, участия в управлении не принимают. Волевые
решения, принимаемые авторитарным руководством, осуществляются, как правило,
насильственно, через соответствующий аппарат принуждения.
Материал предоставлен сайтом NetPrava.ru (Правовой портал).
Похожие материалы:
Понятие и сущность нотариата
Понятие и сущность мер уголовно-процессуального принуждения (Батычко В.Т., 2010)
Понятие и сущность конституции
Понятие и сущность стадии возбуждения уголовного дела
Понятие и сущность судебного разбирательства (Батычко В.Т., 2010)
Понятие и сущность уголовно-процессуального права
|