Экономика, организация и управление на предприятии Учебник/ Корсаков М.Н., Ребрин Ю.И., Федосова Т.В., Макареня Т.А., Шевченко И.К. и др.; Под ред. М.А.Боровской. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. - 440с.
4. Система управления предприятием
4.5. Управление качеством на предприятии
4.5.1. Общие требования к системам управления качеством
Отношение
к управлению качеством в течение ХХ века существенно изменилось – от
концентрации внимания на контроле качества изделий, процессов их создания,
применении статистических и иных формализованных методов контроля качества до
комплексного подхода к организации управления качеством с учетом
социально-экономических и иных факторов. Самые высокие требования в области
качества касаются теперь не только продукции и процессов ее создания, но и
многих социальных аспектов (экология, безопасность, ориентация на развитие и
т.д.), что можно схематично свести к требованиям постоянного повышения
качества жизни производителей, потребителей и общества в целом.
Достижение
этой цели может быть достигнуто только при соответствующей политике государства
в этой области. Российская экономика находится на пути интеграции в мировую и
для обеспечения соответствия условий органичного вхождения российских
предприятий в этот процесс в декабре 2002 г. был принят основополагающий Федеральный закон о
техническом регулировании, коренным образом изменяющий концепцию управления
качеством на территории РФ. При этом сам процесс введения в действие всех
положений данного закона (с 1.06.2003 г. по 1.01.2010 г.) предполагает
последовательное реформирование устаревшей национальной системы управления
качеством и адаптацию ее к современным требованиям с учетом международных
норм. Этот закон устанавливает единые правовые правила в области обязательных и
добровольных требований к продукции, процессам производства,
эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ
или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки
соответствия.
Государственное
регулирование названных правовых норм теперь будет осуществляться при помощи
технических регламентов – документов обязательных для применения и исполнения требований к
объектам технического регулирования (раньше это осуществлялось с помощью
противоречивой системы стандартов различного уровня). Технические регламенты
принимаются только в целях:
·
защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или
юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
·
охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
·
предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Требования
технических регламентов, с одной стороны, жестко устанавливают государственные
требования к предприятиям и организациям в отношении их деятельности, а с
другой стороны, предоставляют им широкие полномочия в части обеспечения их
конкурентоспособности, формирования эффективных систем управления качеством
ориентированных на рыночные механизмы взаимодействия.
На межгосударственном
уровне сложились определенные требования к системам управления качеством
на предприятиях, соответствие которым обеспечивает содействие международной
кооперации и торговле, а также не только конкурентоспособности продукции, но и
конкурентоспособности предприятий. Наиболее широкое распространение получили
такие требования, отраженные в международных стандартах серии ИСО 9000 версии
2000 года (ИСО – ISO – International Organization for
Standardization). В
России они приняты к использованию в виде трех стандартов с общим названием
«Системы менеджмента качества»:
1. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 ─
Общие положения и словарь.
2. ГОСТ Р ИСО 9001-2001 ─
Требования.
3. ГОСТ Р ИСО 9004-2001 ─
Рекомендации по улучшению деятельности.
Эти стандарты
универсальны по отношению к предприятиям различных масштабов, сфер деятельности
и форм собственности и базируются на принципах всеобщего менеджмента
качества (Тotal quality management – TQM). Эти принципы были разработаны для применения высшим руководством
компаний с целью улучшения деятельности организации. В их состав входят:
1) Ориентация на
потребителя
Организации зависят от
своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности,
выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
2) Лидерство
руководителя
Руководители обеспечивают
единство цели и направления деятельности организации. Им следует создать и
поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью
вовлечены в решение задач организации.
3) Вовлечение
работников
Работники всех уровней
составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность
организации с выгодой использовать их способности.
4) Процессный подход
Желаемый результат
достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами
управляют как процессом.
5) Системный подход к
менеджменту
Выявление, понимание и
менеджмент взаимосвязанных процессов как системы вносят вклад в
результативность и эффективность организации при достижении ее целей.
6) Постоянное
улучшение
Постоянное улучшение
деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.
7) Принятие решений,
основанное на фактах
Эффективные решения
основываются на анализе данных и информации.
8) Взаимовыгодные
отношения с поставщиками
Организация и ее
поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность
обеих сторон создавать ценности.
Необходимо отметить, что
сертификация систем управления качеством на требования стандартов ИСО 9000
носит в настоящее время лавинообразный характер, так как не только способствует
эффективной организации работ в этой области, но и часто является непременным
условием участия в тендерах, предоставления льготных условий кредитования,
страхования и т.д.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Планирование цикла СОНТ
- Организация материально-технического снабжения предприятия
- Управленческий цикл
- Управление как совокупность взаимодействия субъектов и объектов управления для достижения целей управления
Похожие материалы:
Общие сведения
Общие расходы и убытки товарищей - ст.1046 ГК РФ
Общие профессии производства изделий электронной техники
Общие требования при обработке персональных
данных работника и гарантии их защиты
Общие требования,
предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по
осуществлению налогового контроля - ст.99 НК РФ
Общие условия изменения срока уплаты налога и
сбора, а также пени и штрафа
|