Консалтинговая компания Консалтер.Ру
Главная Новости Библиотека Исследования Законодательство Консалтинг Бизнес-форумы Контакты

Реклама

Рекомендуем



Консалтер.Ру > Библиотека > Экономика предприятия, Менеджмент, Организация бизнеса

Экономика, организация и управление на предприятии
Учебник/ Корсаков М.Н., Ребрин Ю.И., Федосова Т.В., Макареня Т.А., Шевченко И.К. и др.; Под ред. М.А.Боровской. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. - 440с.

4. Система управления предприятием

4.5. Управление качеством на предприятии

4.5.1. Общие требования к системам управления качеством

Отношение к управлению качеством в течение ХХ века существенно изменилось – от концентрации внимания на контроле качества изделий, процессов их создания, применении статистических и иных формализованных методов контроля качества до комплексного подхода к организации управления качеством с учетом социально-экономических и иных факторов. Самые высокие требования в области качества касаются теперь не только продукции и процессов ее создания, но и многих социальных аспектов (экология, безопасность, ориентация на развитие и т.д.), что можно схематично свести к требованиям постоянного повышения качества жизни производителей, потребителей и общества в целом.

Достижение этой цели может быть достигнуто только при соответствующей политике государства в этой области. Российская экономика находится на пути интеграции в мировую и для обеспечения соответствия условий органичного вхождения российских предприятий в этот процесс в декабре 2002 г. был принят основополагающий Федеральный закон о техническом регулировании, коренным образом изменяющий концепцию управления качеством на территории РФ. При этом сам процесс введения в действие всех положений данного закона (с 1.06.2003 г. по 1.01.2010 г.) предполагает последовательное реформирование устаревшей национальной системы управления качеством и адаптацию ее к современным требованиям с учетом международных норм. Этот закон устанавливает единые правовые правила в области обязательных и добровольных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Государственное регулирование названных правовых норм теперь будет осуществляться при помощи технических регламентов – документов обязательных для применения и исполнения требований к объектам технического регулирования (раньше это осуществлялось с помощью противоречивой системы стандартов различного уровня). Технические регламенты принимаются только в целях:

·        защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

·        охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

·        предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Требования технических регламентов, с одной стороны, жестко устанавливают государственные требования к предприятиям и организациям в отношении их деятельности, а с другой стороны, предоставляют им широкие полномочия в части обеспечения их конкурентоспособности, формирования эффективных систем управления качеством ориентированных на рыночные механизмы взаимодействия.

На межгосударственном уровне сложились определенные требования к системам управления качеством на предприятиях, соответствие которым обеспечивает содействие международной кооперации и торговле, а также не только конкурентоспособности продукции, но и конкурентоспособности предприятий. Наиболее широкое распространение получили такие требования, отраженные в международных стандартах серии ИСО 9000 версии 2000 года (ИСО – ISO – International Organization for Standardization). В России они приняты к использованию в виде трех стандартов с общим названием «Системы менеджмента качества»:

1. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 ─ Общие положения и словарь.

2. ГОСТ Р ИСО 9001-2001 ─ Требования.

3. ГОСТ Р ИСО 9004-2001 ─ Рекомендации по улучшению деятельности.

Эти стандарты универсальны по отношению к предприятиям различных масштабов, сфер деятельности и форм собственности и базируются на принципах всеобщего менеджмента качества (Тotal quality management – TQM). Эти принципы были разработаны для применения высшим руководством компаний с целью улучшения деятельности организации. В их состав входят: 

1) Ориентация на потребителя

Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

2) Лидерство руководителя

Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.

3) Вовлечение работников

Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.

4) Процессный подход

Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

5) Системный подход к менеджменту

Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы вносят вклад в результативность и эффективность организации при достижении ее целей.

6) Постоянное улучшение

Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.

7) Принятие решений, основанное на фактах

Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.

8) Взаимовыгодные отношения с поставщиками

Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.

Необходимо отметить, что сертификация систем управления качеством на требования стандартов ИСО 9000 носит в настоящее время лавинообразный характер, так как не только способствует эффективной организации работ в этой области, но и часто является непременным условием участия в тендерах, предоставления льготных условий кредитования, страхования и т.д.

Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Планирование цикла СОНТ
- Организация материально-технического снабжения предприятия
- Управленческий цикл
- Управление как совокупность взаимодействия субъектов и объектов управления для достижения целей управления

Похожие материалы:
Общие сведения
Общие расходы и убытки товарищей - ст.1046 ГК РФ
Общие профессии производства изделий электронной техники
Общие требования при обработке персональных данных работника и гарантии их защиты
Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля - ст.99 НК РФ
Общие условия изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа



О сайте   Авторам   Реклама и услуги   Контакты
Copyright © 2007-2021, Консалтер.Ру