Экономика, организация и управление на предприятии Учебник/ Корсаков М.Н., Ребрин Ю.И., Федосова Т.В., Макареня Т.А., Шевченко И.К. и др.; Под ред. М.А.Боровской. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. - 440с.
2. РЕСУРСЫ И ИЗДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.4. Организация оплаты труда
2.4.1. Сущность, функции и принципы организации заработной платы
Особая роль в структуре доходов работников принадлежит заработной
плате, которая является основным источником их доходов и наиболее мощным
стимулом повышения результативности труда и производства в целом.
Заработная плата ─
это выраженная в денежной форме часть произведенного продукта,
поступающая в личное потребление работникам в соответствии с количеством и
качеством затраченного труда, реальным вкладом и зависящая от конечных результатов работы
предприятия.
Можно выделить четыре основные функции заработной платы:
·
воспроизводственная, заключающаяся в обеспечении возможности
воспроизводства рабочей силы;
·
стимулирующая (мотивационная), направленная на повышение
заинтересованности в развитии производства;
·
социальная, способствующая реализации принципа социальной
справедливости;
·
учетно-производственная, характеризующая меру участия живого
труда в процессе образования цены продукта, его долю в совокупных
издержках производства.
Каждая функция, как часть единого целого ‑ заработной платы,
не только предполагает существование других частей, но и содержит в себе их элементы.
Например, такие функции, как учетно-производственная, воспроизводственная,
стимулирующая, одновременно играют социальную роль. В свою очередь, в
воспроизводственной функции реализуются стимулирующая и учетно-производственная
функции заработной платы. Вместе с тем, при общем единстве одна (или несколько)
из функций в определенной степени может быть противоположна другой или
исключает другую, снижает результат ее действия.
Принципы организации заработной платы ─ это объективные, научно
обоснованные положения, отражающие действие экономических законов и
направленные на более полную реализацию функций заработной платы.
Можно выделить наиболее характерные принципы организации
заработной платы:
·
неуклонный рост номинальной и реальной заработной платы (реальная
заработная плата представляет собой то количество товаров и услуг, которое
может приобрести работник за полученную им номинальную (в денежном выражении)
заработную плату);
·
соответствие меры труда мере его оплаты;
·
материальная заинтересованность работников в достижении высоких
конечных результатов труда;
·
обеспечение опережающих темпов роста производительности труда по
сравнению с темпами роста заработной платы.
Каждый принцип отражает действие нескольких экономических законов.
Таким образом, правильное понимание и полный учет особенностей,
содержания, функций и принципов организации заработной платы могут
способствовать построению более рациональной организации оплаты труда,
заинтересовывающих работников в максимальных конечных результатах и экономическом
росте.
Структура заработной платы по отраслям
включает в себя следующие элементы:
·
оплата по тарифным ставкам, окладам, сдельным расценкам (без
доплат и надбавок);
·
премии за счет всех источников, включая вознаграждения по итогам
работы за год;
·
вознаграждения (надбавки) за выслугу лет, стаж работы;
·
выплаты по районному регулированию оплаты труда;
·
другие выплаты.
В соответствии с Трудовым кодексом
соотношение между размерами тарифных ставок, окладов и других выплат различных
категорий работников предприятия, организации и учреждения могут определять самостоятельно,
что закрепляется в коллективных договорах и при необходимости фиксируется в
заключаемых с работниками трудовых договорах.
Это может быть интересно (избранные параграфы):
- Прибыль и рентабельность предприятия
- Организация НИОКР
- Прибыль и рентабельность предприятия
- Организация складского хозяйства предприятия
Похожие материалы:
Сущность, функции и виды налогов
Сущность, стороны и содержание мирового соглашения (Батычко В.Т., 2011)
Сущность, причины и направления миграции
Сущность, цели и задачи бухгалтерского учета
Сущность, цели и задачи бухгалтерского учета (Федосова Т.В.)
Сущность, цели и задачи маркетинга
|