Консалтинговая компания Консалтер.Ру
Главная Новости Библиотека Исследования Законодательство Консалтинг Бизнес-форумы Контакты

Реклама

Рекомендуем



Консалтер.Ру > Библиотека > Маркетинг

Г.Я. Гольдштейн, А.В. Катаев
Маркетинг

Учебное пособие для магистрантов. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999. 107 с.

Предыдущая

 

5. Маркетинговые решения и стратегия по товару (услугам)

5.1. Основные положения стратегии выбора и реализации товара (услуг)

Для каждого товара (услуги) требуется разработка специфической стратегии. Однако можно отметить четыре базовые стратегии роста объема продаж и прибыли:
- проникновение на рынок;
- разработка продукта;
- расширение рынка;
- диверсификация товара (услуг).

Они связаны так называемой матрицей Ансоффа (рис. 20).

Матрица Ансоффа

Рис. 20. Матрица Ансоффа

Одним из важнейших элементов теории маркетинга является понятие жизненного цикла товара и его основных стадий. Основные стадии жизненного цикла товара и свойственные им некоторые маркетинговые характеристики приведены в табл. 5.1.

Таблица 5.1

Изменение маркетинговых характеристик на различных этапах жизненного цикла

Характеристики

Этапы

 

разработка

вывод на рынок

рост

зрелость

спад

Цели маркетинга

Выявить запросы ранка

Привлечь к товару новаторов

Расширение сбыта и ассортимента

Поддерживание отличительных преимуществ

Сократить, оживить

Конкуренция

На уровне идей и замыслов

Отсутствует или малая

Некоторая

Сильная

Малая

Прибыль

Отсутствует

Возрастает

Большая

Сокращающаяся

Потребители

Отсутствует

Новаторы

Массовый рынок обеспеченных лиц

Массовый рынок

Консерваторы

Товарный ассортимент

Опытный образец

Одна базовая модель

Рост числа моделей

Полный ассортимент

Товары наибольшего спроса

Сбыт

Отсутствует

Зависит от товара

Растет число торговых точек

Сокращается число точек

Ценовая политика

Базовая цена

Зависит от товара

Большой диапазон цен

Полная ценовая линия

Отдельные цены

Продвижение

Информационное

Убеждающие

Конкурентное

Информационное

 

На этапе роста сбыт зависит от процессов признания и распространения (диффузии). Признание состоит из следующих этапов:
- знание (человек узнает о товаре и его функционировании);
- убеждение (человек формирует благоприятное или нет отношение к товару);
- решение (выбор: принять - отвергнуть);
- реализация (человек использует товар);
- подтверждение (человек ищет подкрепление и может переменить решение, если столкнется с противоречивой информацией).

Распространение характеризуется тем, как элементы целевого рынка признают и приобретают товар. Различают следующие группы потенциальных потребителей:
1. Новаторы - 2,5%. Их характеризует склонность к эксперименту, риску, они социально динамичны, коммуникабельны, космополитичны.
2. Быстро признающие лица - 13,5%. Им нравится руководить, они любят престиж, формируют мнение.
3. Быстро признающее большинство - 34%. Эти лица занимают определенное социальное положение, коммуникабельны, внимательны к информации.
4. Медленно признающее большинство - 34%. Это лица более низкого социального положения, старые, среднего возраста, скептики.
5. Консерваторы - 16%.

На этапе зрелости цель маркетинга - сохранение путем:
- модернизации и модификации товара;
- внедрения в новые области применения;
- увеличения рыночной сегментации;
- увеличения потребление товара существующими потребителями;
- изменения маркетинговой стратегии.

При снятии товара необходимо:
- тщательно анализировать тенденции продаж;
- своевременно оповестить рынок;
- позаботиться о запасных частях;
- выполнить гарантийные обязательства.

5.2. Экономия на масштабе производства и полная цепь издержек

Одним из главных понятий матричной техники оценки портфеля фирмы и других маркетинговых теорий (наряду с понятием жизненного цикла товара) является “экономия на масштабе”. Особенно широко это понятие используется в маркетинговой практике японских фирм. Как заметил М.Е. Портер, “фирма получает конкурентные преимущества при условии определенных действий, более дешевых или лучших, чем у ее конкурентов”.

Он ввел понятие “полной цепи издержек”, которая описывает логический поток через фирму с определенными обеспечивающими действиями. Упрощенный вид полной цепи издержек изображен на рис. 21.

Схема цепи действия/издержки фирмы

Рис.21. Схема цепи действия/издержки фирмы

Главным источником “экономии на масштабе”, по японскому примеру, является накопление опыта. Чем больше производится, тем больше учится персонал, и больший опыт позволяет снижать издержки. Эффект носит кумулятивный характер. Типичный ход “кривых накопления опыта” показан на рис. 22.

Пример кривых обучения

Рис.22. Пример кривых обучения

Более подробно эти процессы показаны на рис. 23.

Роль накопления опыта

Рис. 23. Роль накопления опыта

5.3 Уровни товара, торговые марки и упаковка

Различают три уровня товара:
- собственно товар по замыслу;
- товар в реальном исполнении (марка, исполнение);
- товар с подкреплением (поставка, монтаж, кредитование, гарантия, послепродажное обслуживание).

Коммерческие характеристики товара отображены на рис. 24.

Основные характеристики товара, определяющие его коммерческий успех

Рис. 24. Основные характеристики товара, определяющие его коммерческий успех

Торговые марки и упаковка товара являются одним из инструментов маркетинга. Различают:
- марку - имя, термин, символ, рисунок или его сочетание,
- марочное название - что можно произнести,
- марочный знак - что можно увидеть,
- товарный знак - что имеет правовую защиту.

Упаковка прежде всего необходима для обеспечения сохранности продукта в процессе доставки потребителю. Одновременно упаковка используется как средство рекламы и для помещения на ней определенных указаний по использованию продукта. В последнее время в связи с развитием самообслуживания в торговле на первое место выходят рекламная функция упаковки. Следовательно, требования к упаковке включают:
- описание продукта (текст и графика должны быть рассчитаны на восприятие содержания покупателем в течение нескольких секунд с расстояния около метра);
- передачу имиджа продукта (соответствие вида упаковки имиджу товара);
- соответствие величине товара (покупатель не должен покупать “воздух”);
- удобство расположения на полках и представления их покупателю.

Следует отметить, что иногда упаковка обеспечивает и употребление товара (например, аэрозоли, капельницы для лекарств и т.д.), что создает дополнительный имидж товара.

5.4. Маркетинг услуг

Услуги - очень широкое поле деятельности, которое включает:
- услуги, относящиеся к физическим продуктам (т.е. по существу это подкрепление, особенно сложного товара, - компьютеров, автомобилей и т.д.);
- услуги, связанные с применением продукта (установка и подключение дополнительных устройств защиты в домах и т.д.);
- чистые услуги (услуги различных консультантов, учителей и т.д.).

Можно все услуги разделить на осязаемые и неосязаемые. Тогда возможна классификация услуг с учетом природы действий по указанию услуг (рис. 25).

              Кто или что прямой реципиент услуг?

   

Люди

Вещи

–    здравоохранение,
–    пассажирские перевозки,
–    салоны красоты,
–    центры здоровья,
–    рестораны,
–    парикмахерские

–    грузовые перевозки,
–    ремонт и установка промышленного оборудования,
–    уборка территорий,
–    чистка и стирка,
–    охрана,
–    ветеринарная помощь

–    оборудование,
–    радиовещание,
–    информационное обслуживание,
–    театры,
–    музеи

–    банки,
–    юридические консультации,
–    расчетные операции,
–    безопасность,
–    страхование

Рис. 25. Классификация услуг и их реципиентов

Услуга, в отличие от товара, может иметь следующие отличительные черты:
- неосязаемость;
- неразделенность;
- переменность (вариабельность);
- зависимость нужды в ней от времени.

Неосязаемость можно оценить по рис. 25. Наиболее осязаемая часть услуги - люди. Практически здесь осуществляется продажа “лицом к лицу” (услуга продается и оказывается обычно конкретным лицам).

Место оказания услуг, способы продвижения и использование торговой марки - наиболее значительные инструменты маркетинговых услуг.

Неразделимость состоит в том, что услуга (сервис) обычно связывает производство и потребление, ее невозможно передать по каналам распределения.

Вариабельность услуги вытекает из немодифицированности людских нужд, трудности специфицировать документально такие услуги (в сравнении с товарами).

Как отмечено выше, большинство услуг производится и потребляется в одной точке в конкретный отрезок времени, после чего услуга “умирает” (товар, в отличие от этого, может храниться и ждать востребования другим потребителем).

Эти существенные отличия услуг от товаров требуют специальных приемов маркетинга услуг. Некоторые ограничения в маркетинге услуг и пути их преодоления приводятся в табл. 5.2.

Таблица 5.2

Характерные черты маркетинга услуг

Характеристика услуг

Проблемы

Некоторые пути их преодоления

Неосязаемость

Трудности выбора.

Фокусирование на выгоде.

 

Сложности с методом расположения элементов продвижения маркетингового комплекса.

Увеличение осязаемости услуг (например, их физической представимости).

 

Патентование невозможно.

Использование марочных названий.

 

Трудность обоснования цели и качества в продвижении

Использование конкретных лиц в персональном сервисе.
Использование репутации

Неразделимость

Требуется присутствие производителя.

Обучение работе больших групп лиц.

 

Прямые продажи.

Ускорение работ.

 

Ограниченные пределы действий

Подготовка более компетентных поставщиков услуг

Неоднозначность

Стандарт зависит от того, кто и когда обеспечивает услуги.

Тщательный выбор и обучение персонала.

 

Трудности гарантии качества

Наблюдение за обеспечением стандартов услуг, предварительно подготовленная механизация контроля качества.
Выделение заранее оговоренных характеристик

“Быстрое умирание”

Не могут создаваться запасы.

Улучшение соотношения между поставкой и заказом.

 

Проблемы флюктуации потока заказов

Улучшение соотношения между поставкой и заказом (например, снижение цен в непиковое время)

Собственность

Потребитель обслуживается, но не является собственником действий или средств обслуживания

Выделение преимуществ невладения (например, более легкая система оплаты)

 

С маркетинговой точки зрения услуга характеризуется и определенными положительными чертами:
- четко определенная стратегия позиционирования;
- четкость элементов упаковки продукта;
- выраженность качества;
- удержание потребителя;
- приобретение и использование данного потребителя;
- тесная связь маркетинга, человеческих и производственных ресурсов.

5.5. Выбор и разработка стратегий продукт / маркетинг / производство

Как правило, фирма может применять несколько стратегий по продукту. При конкретном выборе следует учитывать преимущества, необходимые рыночные условия, требования к организации производства и управления, дестабилизирующие факторы. Сравнение различных стратегий по этим факторам приведено в табл. 5.3.

При многономенклатурном производстве следует оптимизировать весь продуктовый портфель. Модель такого процесса представлена на рис. 26.

Таблица 5.3

Сравнение различных стратегий продукт / маркетинг / производство

Стратегия

Преимущество

Рыночные условия

Организация производства и управления

Дестабилизирующие факторы

Снижение себестоимости продукции

Рост объема продаж, увеличение прибыли, рост барьеров входа, резервы при повышении цен в снабжении

Большая доля на рынке, эластичный по цене спрос на продукцию, ценовая конкуренция, продукция в отрасли стандартизирована

Оптимальный размер производства, высокий уровень технологической подготовки, жесткий контроль себестоимости продукции

Технологические нововведения, имитация со стороны конкурентов, изменение в спросе, новые продукты

Дифференциация продукции

Рост объема продаж, увеличение прибыли, рост барьеров входа, резервы при повышении цен в снабжении

Отличительные характеристики товара понятны и ценятся потребителями, конкуренция преимущественно неценовая, стратегия дифференциации применяется в отрасли немногими фирмами

Наличие гибкого производства, высокий уровень конструкторской подготовки, развитие НИОКР и опытного производства, мощная маркетинговая служба

Высокие издержки на создание имиджа товара, повышение цен, имитация со стороны конкурентов

Сегментирование рынка

Рост объема продаж, получение дополнительной прибыли, комплексное обслуживание конкретного сегмента

Четко определенные группы потребителей, конкуренты не используют специализацию на сегментах

Гибкое производство, мелкосерийный тип производства

Уменьшение цен на аналогичные товары, конкуренты применяют стратегию фокусирования на части сегментов

Немедленное реагирование  на потребности рынка

Увеличение прибыли, создание имиджа предприятия, учитывающего нужды клиентов

Спрос на продукцию неэластичен, низкие барьеры входа и выхода, небольшое число конкурентов, нестабильность рынка

Гибкое производство, мелкосерийный тип производства. Маркетинговая служба, ориентированная на высокорентабельные недолговечные проекты

Высокие  удельные издержки, нестабильность внешней среды, высокий риск банкротства

Внедрение новшеств

Получение сверхприбыли за счет монопольных цен, блокирование входа в отрасль, создание имиджа новатора

Отсутствие аналогов продукции, наличие спроса на новшества

Высокая научно-техническая квалификация персонала, матричная структура управления, венчурная организация бизнеса

Большие объемы финансирования, высокий риск банкротства, имитация нововведений конкурентами

 

Схема планирования продукта / маркетинга

Рис. 26. Схема планирования продукта / маркетинга [22]

Предыдущая

Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)

Похожие материалы:
Маркетинговые опросы потребителей
Орлов А.И. Эконометрика: Маркетинговые опросы потребителей
Маркетинговые критерии
Маркетинговые решения по новому продукту
Маркетинговые решения по распределению товаров (услуг) - Гольдштейн Г.Я. и др., 1999
Маркетинговые решения по ценообразованию



О сайте   Авторам   Реклама и услуги   Контакты
Copyright © 2007-2021, Консалтер.Ру