К.С. Идиатуллина
Система государственного управления Учебное пособие. - Казань: Казан.гос.технол.ун-т, 2006. -164 с.
Глава 9. Информационное обеспечение государственного управления
9.2. Информационные технологии
Необходимость повышения
эффективности государственного управления и сокращения его издержек заставляет
все активнее внедрять современные информационные технологии в деятельность
органов законодательной и исполнительной власти.
Информационные
технологии – это
система научных и инженерных знаний, а также методов и средств, которые
используются для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации.
Новые информационные технологии позволяют использовать при работе с информацией
компьютерную технику и телекоммуникационные средства связи.
Появление современных
технологий, и в первую очередь информационных и коммуникационных технологий
(ИКТ), особенно Интернета, существенно изменяет характер работы и методы
управления в государственных организациях и системе государственной власти в
целом. В результате фундаментальных сдвигов возникло новое явление – электронное
управление (виртуальное управление), основанное на широком использовании
электронных средств связи. Появилась новая концепция электронного правительства
– системы интерактивного взаимодействия государства и граждан при помощи
Интернета и других информационных технологий. Во многих развитых странах это
направление является приоритетным при проведении административных реформ и
реформ государственной службы. Активно проводится оптимизация государственного
управления, посредством современных информационных технологий. Происходит сближение
управленческих и информационных технологий. Выделяют следующие задачи развития
системы электронного правительства:
·
предоставление
услуг для населения по сети Интернет;
·
преодоление
информационного неравенства;
·
перестройка
взаимоотношений с населением;
·
увеличение
прозрачности и открытости в работе органов госвласти;
·
привлечение
граждан к принятию решений.
Правительство России в
2000 г. начало реализацию целевой федеральной программы «Электронная Россия».
Задача программа - повысить эффективность работы органов государственной
власти, сделать ее более доступной для граждан и облегчить взаимодействие
населения, бизнеса с властью.
Информационные технологии
являются значительным ресурсом государственных органов власти. Если на первом
этапе внедрения ИКТ стояла задача повышения производительности труда в
госсекторе, экономии государственных финансовых средств, сокращения персонала,
то в последние годы основной целью становится повышение результативности работы
всей системы государственного управления, привлечение граждан к управлению общественными
делами, демократизация управления, улучшение качества обслуживания, совершенствование
координации работы всех звеньев госаппарата. Происходит постепенный переход от
показателей эффективности и экономии к результативности и качеству. Ориентация
государства на оказание различных услуг требует совершенствования учета
потребностей клиентов.
Информационные технологии
становятся важным инструментом преобразований в госаппарате, способствуют
преодолению межведомственных границ и улучшению отношений с внешней средой,
повышению его гибкости и более быстрой адаптации к изменениям. Взаимосвязь
информационных технологий с организационной структурой и организационной
культурой позволяет их делать более гибкими и независимыми от географии размещения
учреждений. Использование ИКТ возможно на стратегическом уровне, на котором
решаются государственные задачи и осуществляется стратегическое планирование и
на оперативном уровне принятия текущих решений.
Одной из тенденций
является дальнейшая децентрализация в политике использования ИКТ, когда за
центральными правительствами остаются стратегическое планирование, государственные
закупки, распределение бюджетных средств, определение технических стандартов.
Другие задачи передаются на другие уровни управления и отдельным государственным
институтам.
Электронное правительство включает в себя четыре компонента: электронная
демократия (определение приоритетов государственной политики и вовлечение
граждан), электронное управление (поддержание управленческих и
административных функций), электронные услуги (распределение услуг,
товаров, информации) и электронной коммерции (хозяйственная деятельность
государства).
Основу информационного
обеспечения составляют информационные ресурсы, под которыми понимаются
отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов
в информационных системах. Соответствие информационных ресурсов потребностям
органов государственной власти в значительной части определяют эффективность
создаваемых информационных систем. Информационные ресурсы государства - это его
национальное достояние. Количество, качество и доступность информационных
ресурсов во многом определяет уровень развития государства. В связи с этим
важнейшее значение приобретает разработка информационных систем, обеспечивающих
информационными ресурсами высшие органы власти, а также развитие средств
коммуникации.
Под коммуникацией
понимается общение, передача информации от человека к человеку, форма связи. Управленческие
коммуникации – это целостная совокупность информационных связей,
взаимодействий между субъектами управленческой деятельности по вертикали,
горизонтали и внешней общественной средой.
Управленческая
деятельность носит преимущественно коммуникативный, межличностный характер.
Эффективность работы коллектива, сплоченность служащих оказывает
влияние используемая в организации модель коммуникационных сетей. Коммуникационные
сети подразделяются на централизованные и децентрализованные, т.е. в одних
моделях вся коммуникация замыкается на руководителе, в других она более или
менее равномерно распределяется между всеми членами организации. Централизованные
сети способствуют решению относительно простых управленческих задач, но
препятствуют эффективности решения сложных проблем, а также уменьшают удовлетворенность
работой у членов групп, снижают уровень коллективного единства, хотя
способствуют развитию лидерства.
Известно множество других вариантов коммуникационных моделей:
цепочная, звездная, иерархическая. Оптимизация коммуникационной структуры –
важный элемент интенсификации контактов внутри коллектива и управления им.
Регулирование и координация индивидуальных усилий с последующим созданием единого
упорядоченного организационного процесса с помощью коммуникативного
взаимодействия являются центральной функцией руководителя.
Коммуникационная система реализуется
одновременно через содержание и отношения в процессе взаимодействия. Содержание
обеспечивается информационными потоками, объективирует «коллективное единство»
в организации. Отношения – субъективная составляющая коммуникативного процесса.
Применение на практике
современных информационных и коммуникационных технологий способствует повышению
оперативности принятия и эффективности контроля исполнения решений, обеспечению
устойчивости и оптимизации процесса государственного управления, являясь его
неотъемлемой функцией и одним из действенных средств.
|