Консалтинговая компания Консалтер.Ру
Главная Новости Библиотека Исследования Законодательство Консалтинг Бизнес-форумы Контакты

Реклама

Рекомендуем



Консалтер.Ру > Библиотека > Менеджмент

К.С. Идиатуллина
Система государственного управления

Учебное пособие. - Казань: Казан.гос.технол.ун-т, 2006. -164 с.

Предыдущая

Глава 13. Административная реформа в России

13.1. Сущность и необходимость административной реформы в РФ

Повышение эффективности системы государственного управления — одно из наиболее важных институциональных условий ускорения темпов развития нашей страны. Неэффективность системы государственной службы обуславливает низкий, а в ряде случаев — неудовлетворительный уровень работы госаппарата.

Можно выделить две основные проблемы повышения эффективности работы государственных служащих: а) слабость большинства институтов государственной власти и управления; б) невысокий уровень подготовки и обучения государственных служащих.

В России одной из важнейших причин крайней неэффективности системы государственного управления и необходимости проведения административных реформ являлась нерасчлененность функций органов исполнительной власти: любое министерство фактически соединяло в себе политические, регулятивные, контрольные функции и функции оказания публичных услуг. Ситуация, когда отраслевые ведомства сами себя контролируют, формирует организационные основы коррупции. Кроме того, из состава государственных ведомств не выделены технические и обеспечивающие службы, что ведет к непомерному раздуванию штатов органов исполнительной власти при одновременном снижении эффективности их работы (как это всегда бывает без конкуренции).

Множественность и «перемешанность» функций и полномочий ведомств порождают сложный механизм согласований при принятии правительством решений, выходящих за рамки «совпадения кругов властных прерогатив» каждого отдельного ведомства. Перестройка структуры органов исполнительной власти предполагает разделение функций между различными типами ведомств.

Среди негативных явлений в деятельности госаппарата следует отметить медленную адаптацию к быстро меняющейся внешней среде и потребностям общества, неэффективный механизм принятия решений, дефицит профессиональных государственных менеджеров. Низок уровень интеграции, контроля и координации как внутри госаппарата, так и в отношении внешних институтов, что способствует нерациональным затратам и слабой реализации государственной политики во многих сферах. Неэффективным является управление госслужбой и работой госаппарата на всех уровнях.

В сложившейся ситуации на повестку дня в России выходит разработка такой стратегии модернизации госаппарата, которая позволит вывести его по основным параметрам и результатам деятельности на уровень большинства развитых стран.

Существуют два основных подхода к этой проблеме, хотя грань между ними во многом условна и часто они дополняют друг друга. Первый (практически реализуемый сейчас в России) – идти по пути постепенного устранения имеющихся недостатков, решения тактических задач в отдельных областях, совершенствуя функции и методы работы; второй – разработать стратегию развития госаппарата, ориентируясь на будущие потребности общества, решая долгосрочные задачи и добиваясь выполнения стратегических целей. В последнем случае необходим анализ современных тенденций в развитии государства и общества, обобщение мировой практики, что дает возможность определить параметры госаппарата ХХI в.

В настоящее время существуют три основных подхода к понятию «административная реформа». Первый исходит из того, что административная реформа - это перестройка структуры федеральных органов власти, включающая лишь организационные преобразования и перераспределение функций, что значительно сужает ее суть. Другой подход трактует административную реформу в широком смысле, подводя под данное понятие реформу местного самоуправления, изменения в судебной системе и федеративных отношениях. Третий подход, который преобладает в большинстве стран, считает, что объектом административной реформы выступает исполнительная власть и все, что связано с ее функционированием и совершенствованием.

Будем исходить из следующего определения административной реформы. Административная реформа представляет собой целенаправленные изменения в оргструктурах и административных процедурах органов государственной власти, связанные с совершенствованием их работы, повышением эффективности и качества услуг или товаров, за которые они несут ответственность. Подобные действия являются ответом на потребности развития государства и, прежде всего на необходимость адаптации государственной системы управления к изменившимся факторам внешней среды.

Предыдущая


О сайте   Авторам   Реклама и услуги   Контакты
Copyright © 2007-2021, Консалтер.Ру