К.С. Идиатуллина
Система государственного управления Учебное пособие. - Казань: Казан.гос.технол.ун-т, 2006. -164 с.
Глава 11. Государственное регулирование экономики
11.2. Основные направления государственного регулирования экономики
Экономическая политика – генеральная линия действий,
система мер, проводимая государством, правительством в области управления
экономикой для придания определенной направленности экономическим процессам в
соответствии с целями, задачами и интересами страны.
Частью управленческой
системы является поддержание экономики разными методами: созданием и
поддержанием инфраструктуры экономической системы; содействием новым и развивающимся
отраслям экономики; проведением и поддержкой научно-исследовательских и
конструкторских работ (НИОКР); государственными закупками продукции частных
кампаний; стимулированием продаж; сбором и хранением информации. Правительство
оказывает помощь бизнесу путем осуществления расходов, например, на
финансирование научно-исследовательских и конструкторских работ или через
программы кредитования и налоговые льготы.
Независимо от
принадлежности объектов инфраструктуры к государственной или иным формам
собственности их деятельность находится в сфере особого внимания государства.
Ведущую роль государство
играет в валютной и финансовых сферах, поскольку гарантии надежности
национальной валюты, стабильность денежной системы имеют решающее значение для
эффективного функционирования экономики. Государству принадлежит монополия на
эмиссию денег и выпуску их в обращение. Денежно-кредитная политика- это
система мер, направленная на смягчение, ослабление периодически возникающих
кризисов перепроизводства, инфляционных процессов, а также обеспечение
выравнивания платежного баланса и т.п. Бюджетно-налоговая политика
направлена на достижение конъюнктурной стабильности, высокого уровня занятости
и поддержание низких, стабильных темпов инфляции посредством стимулирования или
ограничения деловой активности.
Государство пытается
регулировать все сегменты национальной экономики: крупный, средний и малый
бизнес, частное, коллективное и государственное предпринимательство. Государство
оказывает помощь бизнесу как непосредственно, так и косвенно, за счет,
например, военных расходов и расходов на закупки производимой корпорациями
продукции. Закупки за счет государственного бюджета создают для бизнеса
устойчивый и весьма выгодный рынок сбыта.
Важным направлением
является поддержка государством малого и среднего бизнеса. Малое и среднее
предпринимательство обеспечивает производственно-хозяйственную деятельность в
тех сферах и регионах, которые не представляют интереса для крупного бизнеса,
но жизненно необходимы для общества. Они обеспечивают расширение поля
конкуренции и экономически препятствуют монополизации в отраслях и сферах
деятельности крупных корпораций; обеспечивают расширение занятости; выполняют
стабилизирующую роль в социально-политической жизни общества.
Государственный контроль
над естественными монополиями в таких сферах, как энергетика и транспорт,
необходим для защиты потребителей от возможных злоупотреблений монополий и в то
же время для сохранения самих монополий в интересах экономической
эффективности.
Основополагающей функцией
государства является правовая защита интересов производителей и потребителей. Важнейшими
функциями правового обеспечения являются, во-первых, создание соответствующей
правовой базы для поддержания основных условий функционирования рыночного
хозяйства: экономической свободы и ценовой конкуренции, во-вторых, определение
и обеспечение «правил игры» между субъектами рыночных отношений.
Важнейшим экономическим
рычагом системы государственного управления в сфере экономики является
структурная политика. Она определяет воздействие государства на всю совокупность
структурных частей экономики, формирование и развитие отраслевых, межотраслевых
структур, их территориальное размещение, организационно-институциональные
пропорции, обеспечение ресурсами и функционирование в условиях рынка.
В выработке и реализации
экономической и социальной политики, тех или иных их составляющих, выступают
располагающие соответствующими полномочиями органы исполнительной власти
федерального, регионального и местного значения. Ведущую роль в разработке
стратегии развития экономики РФ играют Министерство экономического развития и
торговли РФ, Министерство финансов РФ, Министерство промышленности и энергетики
РФ. Со стороны предпринимательства субъектами взаимодействия с властными структурами
выступают отдельные субъекты предпринимательской деятельности, крупные
корпоративные структуры, объединения предпринимателей, организованные по отраслевой,
региональной, на политической и этнической основе. Предпринимательские союзы и
крупные хозяйственные структуры участвуют в деятельности полуправительственных
комитетов, комиссий, рабочих групп и тому подобных консультативно-экспертных
организаций.
|