Консалтинговая компания Консалтер.Ру
Главная Новости Библиотека Исследования Законодательство Консалтинг Бизнес-форумы Контакты

Реклама

Рекомендуем



Консалтер.Ру > Библиотека > Экономическая теория

Т.А. Фролова
Экономическая теория

Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

Тема 7. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР

2. Совершенная конкуренция

Основные черты совершенной конкуренции:

1. Наличие большого числа фирм, множества покупателей и продавцов. Объем продаж одной фирмы составляет незначительную долю от общего объема продаж в отрасли. Действия одной фирмы не оказывают влияния на рыночную цену.

2. Продавцы приспосабливаются к существующим ценам и выступают как ценополучатели. на рынке устанавливается единая для всех участников сделок цена. Если кто-то попытается продать свой товар по цене выше равновесной, то покупатели уйдут к другим продавцам. А продавать по более низкой цене фирма не будет потому, что она может без затруднений продать по более высокой равновесной. Отсутствует ценовая дискриминация.

3. Однородность товаров и услуг, т.е. производство стандартной продукции. Товар одной фирмы является абсолютным заменителем другой фирмы. Поэтому нет оснований для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве товара, рекламе.

4. Наблюдается мобильность всех ресурсов, которая предполагает свободу вступления в отрасль и выхода из нее. Фирмы, которые только приступают к производству, могут делать это на равных условиях с уже существующими фирмами, то есть они платят за ресурсы те же цены, что и другие фирмы. Не существует препятствий (технологических, юридических, финансовых и др.), которые могли бы помешать возникновению новых фирм.

5. Свободный доступ к информации о состоянии рынка, ценах, затратах и т.д. Все покупатели осведомлены о характеристиках товара.  Все продавцы располагают равной информацией о технологии производства.

Кривая спроса на продукцию отдельной фирмы всегда горизонтальна (абсолютно эластична). Фирма максимизирует свою прибыль, выбирая такой объем производства, при котором MR = MC = P.

Рис. 7.1.Кривая спроса на продукцию отдельной фирмы (а) и кривая рыночного спроса в отрасли (б)

Если цена продукта на краткосрочном временном интервале превышает средние издержки, то фирма получает экономическую прибыль. Если цена равна средним издержкам, то фирма получает нормальную (нулевую) прибыль. Если рыночная цена оказывается ниже средних издержек, то фирма несет убытки. Производство временно прекращается, если цена товара падает ниже минимального уровня средних переменных издержек (точки закрытия).

На рисунке 7.2 точки пересечения  кривой предельных издержек (МС) с линией спроса (линия MR = P) определяет тот объем предложения конкурентной фирмы, который при данной цене обеспечивает максимум прибыли.

Рис.7.2.Объем предложения конкурентной фирмы

     Р1 > ATC.   Точка Q1 будет формировать предложение фирмы, в этой точке достигается максимум прибыли (фирма получает экономическую прибыль).

Р2 = ATC. В этом случае форма достигает безубыточности, в точке Q2 фирма будет формировать свое предложение.

Р3 > AVC. В этом случае фирма будет получать убытки, формировать предложение будет в точке Q3. Фирма будет продолжать работать с убытками, т.к. это выгоднее, чем закрыться.

Р4 < AVC. В этом случае фирма будет работать, т.к. покрываются ее средние постоянные издержки. Если цена опуститься ниже уровня Р4, фирма прекратит производство и выйдет из данной отрасли.

Наилучшим результатом для фирмы в краткосрочном периоде является экономическая прибыль. Кривая предложения фирмы, стремящейся максимизировать прибыль в условиях совершенной конкуренции, совпадает с возрастающей частью кривой предельных издержек, лежащей выше точки минимума средних переменных затрат.

При выпуске Q1 фирма получает экономическую прибыль. Если цена опуститься до уровня P2, то объем Q2 позволит минимизировать убытки в краткосрочном периоде. P2 = AVC, что является условием минимизации убытков.

Для длительного периода получение экономической прибыли невозможно, т.к. в условиях свободного входа и выхода из отрасли высокая прибыль привлекает в данную отрасль другие фирмы, а убыточные фирмы уходят из отрасли.

Рис.7.3. Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде

В условиях долгосрочного периода фирма может изменить все факторы производства, а отрасль может менять число своих фирм. Фирма стремится расширить производство, снижая средние издержки. В случае возрастающей производительности средние общие издержки уменьшаются. При убывающей производительности они растут. Если имеет место положительный эффект масштаба, то кривая долгосрочных средних издержек имеет значительный отрицательный наклон; если имеет место постоянная отдача от масштаба, то она горизонтальна; в случае отрицательного эффекта масштаба кривая устремляется вверх (рис.7.4).

Рост производства в долгосрочном периоде, вхождение в отрасль новых фирм могут отразиться на ценах ресурсов. Если отрасль использует неспецифические ресурсы, то цена на ресурс может не подняться. В этом случае издержки остаются неизменными.

Однако в большинстве отраслей дополнительный спрос на ресурс вызывает рост его цены. Бывают отрасли и со снижающимися издержками в долгосрочном периоде. Такое снижение обычно связано с ростом масштабов производства, благодаря которому спрос на ресурсы относительно уменьшается. В этом случае происходит снижение цены ресурса.

В условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде (рис.7.5) максимум прибыли достигается тогда, когда выполяется равенство:  MR = MC = P = AC.

Рис.7.4. Средние и совокупные издержки в долгосрочном периоде

Рис.7.5. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде

Цена P1 позволяет фирмам покрывать издержки, т.е. выполняется условие безубыточности:

P1 = ATC.

Уход фирм из отрасли произойдет, если P < ATCmin.

Кривая долгосрочных средних издержек (АТС) формируется на базе краткосрочных средних издержек разных периодов. В длительном периоде фирмы работают в условии минимальных издержек.

Преимущества совершенной конкуренции:

1. Совершенная конкуренция помогает распределить ограниченные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей. Это обеспечивается при условии, когда P = MC. Данное положение означает, что фирмы будут производить максимально возможное количество продукции до тех пор, пока предельные издержки ресурса не будут равны его цене.

2. Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам. Поэтому на рынке устанавливаются низкие цены. На этом рынке выигрыш потребителей достигает максимума. Выигрыш производителей также наибольший.

Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)

Похожие материалы:
Совершенная конкуренция
Совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией) - ст.35 УК РФ
Совершение операций по специальному счету
Совершенствование организации производства и оценка ее экономической эффективности
Совет Безопасности Российской Федерации (Батычко В.Т., 2009)
Совет Национального объединения саморегулируемых организаций



О сайте   Авторам   Реклама и услуги   Контакты
Copyright © 2007-2021, Консалтер.Ру