С.Н. Третьяк, О.В. Кузнецова, Т.В. Артеменко
КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ЧАСТЬ II. Основы экономики и ценообразования
Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2000
4. Ценообразование в коммерческой деятельности
4.5. Зависимость между затратами, объемами продаж и прибылью
Цена всегда представляет собой сумму планируемых затрат и
ожидаемой прибыли в расчете на единицу программы деятельности. При определении
стоимости предполагаемых затрат, как правило, исследуется соотношение между
условно-постоянными затратами (УПЗ) и переменными затратами (ПЗ). В практике
хозяйствования сложилась следующая закономерность: чем больше отношение
условно-постоянных затрат к переменным, тем большее значение для данного
предприятия имеет объем деятельности (продаж).
Расчет параметров безубыточности предполагает построение
специального графика, тесно связанного с проблемой жизненного цикла товара и
ведется в следующем порядке.
1. Рассчитывается ожидаемая величина валового дохода TSD
(выручки от продаж) по годам жизненного цикла товара, т.е. произведение
количества единиц товара – Q, предлагаемое на рынок за соответствующие цены – P.
2. Определяется величина условно-постоянных затрат – TFC (та
часть издержек, которая прямо не зависит от объемов продаж. Например: общие
административно-управленческие расходы).
3. Устанавливаются переменные издержки – TVC (часть
себестоимости, которая прямо зависит от объемов продаж. Например, стоимость
сырья, т.е. произведение удельных затрат на производство и реализацию единицы
товара на количество товара, которое предлагается на рынок).
4. Рассчитывается плановая величина валовых издержек – TC, т.е.
сумма условно-постоянных и переменных издержек.
5. Рассчитывается ожидаемая прибыль – M, т.е. разность между
валовым доходом и суммой валовых издержек.
6. Рассчитывается коэффициент общей рентабельности переменных
затрат – CMR, т.е. разность между единицей (1,0) и отношением переменных затрат
к валовому доходу.
7. Определяется предел безубыточности производства и продаж –
BP, т.е. отношение FC к CMR.
На рис.4.3 приведен пример расчета предела безубыточности в
привязке к графику жизненного цикла товара.
Допустим, что предприятие, производящее определенный товар,
планирует в течение первого года обеспечить объем продаж
TSD = 40 тыс. р.
При этом, TFC = 20 тыс. р., TVC = 10,0 тыс. р.
Прибыль М = TSD – (TFC + TVC) = 10,0 тыс. р.
Коэффициент CMR = 1 – (TVC / TSD) = 0,75.
Предел безубыточности ВР = TFC / CMR = 26,667 тыс.
р.

Рис. 4.3. График безубыточности и
жизненного цикла товара
Это означает, что при объеме
продаж в сумме 26,667 тыс. р. произойдет полная окупаемость затрат предприятия.
При дальнейшем увеличении объема продаж в течение первого, второго и третьего
года предприятие будет работать с прибылью.
Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)
Похожие материалы:
Зависимое хозяйственное общество
Завивальщик спиралей (Выпуск №10 ЕТКС)
Завещательный отказ
Заготовитель блоков по ботанике
Заготовитель блоков по гистологии, цитологии, эмбриологии (Выпуск №60 ЕТКС )
Заготовитель геологических образцов
|