Консалтинговая компания Консалтер.Ру
Главная Новости Библиотека Исследования Законодательство Консалтинг Бизнес-форумы Контакты

Реклама

Рекомендуем



Консалтер.Ру > Библиотека > Экономическая теория

Акулов В.Б., Акулова О.В.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Учебное пособие. Петрозаводск: ПетрГУ, 2002.

Предыдущая

3. Товар и стоимость

Товар как специфическая общественная форма продукта труда. Товар как благо, услуга, удовлетворяющие человеческие потребности. Товар как объект обмена деятельностью. Меновая стоимость. Сопоставление товаров на основе принципа эквивалентности обмена, в основе которого приравнивание разнокачественных видов труда различных производителей. Стоимость как определенная историческая форма бытия затрат труда на производство товара. Двойственный характер труда, производящего товар.

Товар - это иная общественная форма бытия продукта труда. Его качественное отличие от рассматриваемого нами выше продукта натурального хозяйства состоит в том, что товар изначально производится для удовлетворения потребностей других людей (не непосредственных производителей данного продукта). Формой существования продуктов труда в виде товаров может быть только обмен ими. Итак, товар - это продукт труда, предназначенный не для личного потребления, а для обмена. Продукт труда вне обмена товаром не является.

Легко заметить, что товар в определенном нами виде, с одной стороны, является благом или услугой, удовлетворяющими те или иные человеческие потребности, с другой стороны, он является объектом обмена деятельностью в виде собственно продуктов труда. Таким образом, мы должны признать, что товар как экономическая форма является двойственным по своей природе1.

Нам представляется, что рассмотрение товара в качестве продукта труда, удовлетворяющего определенные человеческие потребности, также достаточно плодотворно, так как науке в конечном итоге удалось доказать, что и потребитель, являясь экономическим субъектом, так же, как и другие (производители), сопоставляет в своей деятельности результат (получаемую полезность, определяемую им субъективно в денежной форме) и затраты в виде оплаченной цены товара. Этот подход последовательно изучается в соответствующем разделе микроэкономики, в основе которой уже упоминавшийся выше неоклассический подход к рассмотрению экономических реалий на уровне отдельного экономического субъекта.

Мы же в рамках данного пособия подробнее остановимся на анализе второй стороны товара - объекта обмена деятельностью.

Итак, обмен товаров является не только объективной реальностью, но и результатом естественного развития всей экономической системы, ее материально-вещественных элементов и соответствующих отношений между людьми. Этот обмен выступает как обмен эквивалентов, поэтому теперь мы вправе в практической плоскости поставить вопрос: что же является основой обмена разнокачественных благ и услуг (товаров)? Здесь уже анализируется достаточно развитый обмен, участники которого, опираясь на собственные представления об эквивалентности обмена, все-таки учитывают и общепринятые представления об эквивалентности конкретных сделок. То есть действуют уже определенные, признаваемые всеми правила. Выше мы уже говорили о становлении института рынка.

Оставив в стороне субъективные представления, которые, безусловно, могут быть важными и значимыми, нам необходимо выделить объективную основу сопоставления разнокачественных благ и услуг. Что же все-таки делает сравнимыми, например, булавку и костюм? Очевидно, что мы имеем дело с различными благами, удовлетворяющими различные человеческие потребности. Они изготовлены из различных материалов, на их производство затрачены различные виды труда, требующие разной квалификации. Но все-таки остается одно общее, что, вероятно, и позволит нам определиться с объективной основой сопоставления в рамках обменных сделок. И булавка, и костюм являются результатами, пусть разнокачественного, но человеческого труда. Поэтому именно в приравнивании разнокачественных видов труда мы и можем искать некую объективную основу эквивалентности обмена товаров.

Решением этого важного вопроса занималось целое направление экономической мысли, представленное выдающимися исследователями, такими как У. Петти, П. Буагильбер, Ф. Кене, А. Тюрго, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс. Это классическая школа политической экономии. Все представители этого направления, анализируя поставленную выше проблему, фактически рассматривали стоимость товара2.

Получается, что любой товар, созданный производителем, может быть представлен в виде определенного “сгустка” человеческого труда, лишенного определенной формы и содержания, предстающего перед нами в виде определенного количества среднеобщественного рабочего времени (часов среднеобщественного, или общественно необходимого, времени)3.

Рассматривая проблему сопоставимости разнокачественных товаров в процессе обмена, мы фактически решаем задачу сопоставимости и размерности в экономической теории. Заметим, что данная проблема принципиальна для любой области научного знания. Экономическая теория здесь не является исключением. Другое дело, что в экономических отношениях мы не можем пользоваться килограммами, метрами, амперами, молями и проч. Все это будет заменять нам определенное количество среднеобщественного труда в качестве затраты труда вообще. Именно здесь речь и будет идти о стоимости.

Мы можем определить ее как известное количество общественно необходимого рабочего времени, заключенного в товаре, или определенную историческую форму бытия затрат труда на производство продукта труда, вступающего в процесс обмена и принимающего в силу этого форму товара.

В реальной действительности стоимость проявляется в определенной количественной пропорции, в которой товары приравниваются друг к другу в конкретном процессе обмена. Эта пропорция чаще всего определяется как меновая стоимость.

Если у нас 3 товара А обмениваются на 2 товара В, то меновая стоимость будет равна 3 : 2, т. е. в 3 товарах А заключено столько же общественно необходимого труда, что и в 2 товарах В. Заметим, что конкретные условия обмена товаров могут, конечно же, искажать рассмотренные выше пропорции (имеет место неэквивалентность в обмене), поэтому, провозглашая принцип эквивалентности в обмене, рассматривая общественно необходимый труд, стоимость, меновую стоимость и проч., мы утверждаем, что данный принцип проявляет себя в конечном итоге, а также тогда, когда мы рассматриваем совокупность общественных процессов обмена всех товаров. Кстати, в последнем случае эквивалентность кажется достаточно очевидной, так как ничто из ничего не возникает и, вероятно, не исчезает бесследно. То есть действует определенная экономическая форма бытия известного закона естествознания - закона сохранения энергии и массы4.

В заключение данного раздела мы вправе вернуться к проблеме труда, производящего товар. Если товар является продуктом труда и предстает перед нами имеющим известную двойственность (блага, удовлетворяющего человеческие потребности (потребительной стоимости), а также блага, в определенной пропорции обменивающегося на другое благо (стоимости, материализующейся в конкретном акте обмена в меновой стоимости или пропорции, в которой товары обмениваются)), то и труд, производящий товар, должен быть двойственным. Заметим, что логически это кажется очень простым. Но если мы попытаемся вспомнить, сколько человечество шло к обоснованию вывода о двойственном характере труда, производящего товар, то увидим, что это очень непростая проблема. Практически никто из всей школы классической политической экономии не смог достоверно ответить на данный вопрос. Это сделал фактически последний представитель этой школы - К. Маркс.

С одной стороны, труд, производящий товар, создает конкретное благо (потребительную стоимость), с другой стороны, он создает стоимость, представляющую собой (напомним) определенное количество среднеобщественного, или общественно необходимого, труда. В данной двойственности и состоит внутреннее противоречие товара (между частной и общественной его сторонами (конкретное благо - частное, затраты общественно необходимого труда, стоимость - общественное)), которое неизбежно требует своего разрешения, что происходит в процессе выделения из товарного мира специфического товара - денег.

Прежде чем мы перейдем к анализу денег, этого сложнейшего качества, необходимо специально рассмотреть производство товаров, или товарное производство. Выше уже отмечалось, что обмен продуктов труда, принимающих форму товара, может быть нерегулярным, спорадическим. Это и дает нам основание разделить товарный обмен и товарное производство.


1 Здесь мы хотим отметить, что, сделав вывод о двойственной природе товара, К. Маркс в дальнейшем своем анализе отказался от рассмотрения товара как блага, удовлетворяющего определенные человеческие потребности (потреби-тельной стоимости товара в марксовой интерпретации), сконцентрировавшись на второй стороне товара, связанной с его обменом (стоимости).
2 Заметим, что в русском языке имеется синоним термина стоимость - ценность, который сейчас употребляется достаточно часто некоторыми авторами, которые таким образом пытаются, к сожалению, отбросить многое, что было сделано экономистами-предшественниками. Стоимость все-таки была предметом изучения не только К. Маркса, но и упомянутых исследователей. С другой стороны, К. Маркс - не только основатель направления в экономической науке (марксизма), но и один из ярких представителей классической политической экономии.
3 Среднеобщественный, или общественно необходимый, труд - это труд при средних общественных условиях, средней производительности и интенсивности труда.
4 Заметим, что закон сохранения энергии и массы реально действует в хозяйственных отношениях, когда человек взаимодействует с веществом природы по поводу его трансформации в элементы собственной жизнедеятельности. Вещество природы переходит из одной формы в другую, при этом происходит затрата энергии в различных формах (от мускульной до энергии расщепляющихся атомных ядер), а также потеря энергии и вещества. Вот почему невозможным представляется безотходное производство. Утилизация (или переработка) отходов требует дополнительных затрат энергии, которые в конечном итоге могут привести к меньшему дополнительному результату, поэтому производитель от таких затрат и отказывается, а земной шар наполняется новыми отходами производства и человеческой деятельности.

Предыдущая

Материал предоставлен сайтом AUP.Ru (Электронная библиотека экономической и деловой литературы)

Похожие материалы:
Товар в маркетинговой деятельности
Товар (Алесинская Т.В. и др.)
Ткач
Товар как объект маркетинга
Товарищество собственников жилья (Батычко В.Т., 2011)
Товарищество собственников жилья



О сайте   Авторам   Реклама и услуги   Контакты
Copyright © 2007-2021, Консалтер.Ру