Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих
Утвержден Постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37
(в редакции:
Постановлений Минтруда РФ от 21.01.2000 N 7, от 04.08.2000 N 57, от 20.04.2001 N 35, от 31.05.2002 N 38, от 20.06.2002 N 44, от 28.07.2003 N 59, от 12.11.2003 N 75,
Приказов Минздравсоцразвития РФ от 25.07.2005 N 461, от 07.11.2006 N 749, от 17.09.2007 N 605, от 29.04.2008 N 200)
Раздел I. Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях
2. Должности специалистов
Психолог
Должностные обязанности. Изучает влияние психологических, экономических и
организационных факторов производства на трудовую деятельность работников
предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по
улучшению их условий труда и повышения эффективности работы. Выполняет работу
по составлению проектов планов и программ социального развития, определению
психологических факторов, оказывающих влияние на работающих. Проводит совместно
с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей
трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей,
а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических
условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом.
Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику
работающих. Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника
во время работы. Совместно с социологом и другими специалистами участвует в
определении задач социального развития. Осуществляет выбор наиболее актуальных
вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой
дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих.
Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики
профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной
среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации
относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей
человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.
Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации
молодых рабочих и специалистов. Подготавливает рекомендации и предложения по
внедрению результатов психологических исследований в практику, а также
мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным
развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов,
установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению
морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности
человека, осуществляет контроль за их выполнением. Анализирует причины
текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации
труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению
стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников.
Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем
организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с
учетом психологических факторов и эргономических требований. Консультирует
руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психологическим
проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также
работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.
Должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и
нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии;
психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию; методы
изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников;
технические средства, применяемые при изучении условий труда; передовой
отечественной и зарубежный опыт работы психологов; основы технологии
производства; основы экономики, организации производства, труда и управления;
основы профориентационной работы; законодательство о труде; правила внутреннего
трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.
Требования к квалификации.
Психолог I категории: высшее профессиональное (психологическое)
образование и стаж работы в должности психолога II категории не менее 3 лет.
Психолог II категории: высшее профессиональное (психологическое)
образование и стаж работы в должности психолога не менее 3 лет.
Психолог: высшее профессиональное (психологическое) образование без
предъявления требований к стажу работы.
Похожие материалы:
Прямые материальные затраты на производство продукции
Прямые зарубежные инвестиции. Мотивы осуществления ПЗИ. Концепция контроля - Проклин А.Н. Мировая экономика
Прямой маркетинг
Психолого-коммуникативный потенциал деловых партнеров
Психолого-коммуникативный потенциал деловых партнеров (Скаженик Е.Н.)
Птицевод
|