Консалтинговая компания Консалтер.Ру
Главная Новости Библиотека Исследования Законодательство Консалтинг Бизнес-форумы Контакты

Реклама

Рекомендуем



Консалтер.Ру > Библиотека > Экономическая теория

А.Н. Проклин
Мировая экономика

Таганрог: изд-во ТРТУ, 2001 г.

Предыдущая

7. Международное движение капитала

7.5. Прямые зарубежные инвестиции. Мотивы осуществления ПЗИ. Концепция контроля

Среди вопросов, рассматриваемых теорией мировой экономики, проблема прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ) – одна из самых важных.

Прямым зарубежным инвестированием является любое предоставление кредита или приобретение собственности в зарубежном предприятии, которое в значительной степени находится в собственности резидентов страны-инвестора. (В США формально признается прямым зарубежным инвестированием всякое вложение, если инвестор располагает или получает 10% собственности фирмы.)

Прямые инвестиции включают в себя все виды инвестирования приобретение новых акций или простое кредитование, лишь бы инвестирующая фирма имела необходимый процент акций зарубежной фирмы.

Прямое инвестирование намного сложнее портфельного, поскольку инвестор в значительной степени контролирует деятельность зарубежного филиала. Подконтрольный филиал часто напрямую получает доступ к управленческим навыкам, торговым секретам, технологии, праву использовать торговую марку родительской компании. Одновременно он получает и указания, например, на какие рынки внедряться, а какие оставить конкурентам.

Чем же руководствуются фирмы, осуществляющие прямые инвестиции за рубежом?

Основной причиной является стремление к наиболее выгодному вложению капитала, что достигается производством товаров и услуг на месте. На это направлена большая часть прямых инвестиций.

Другая причина – технико-экономическая. Часть прямых инвестиций нацелена на создание за рубежом собственной инфраструктуры внешнеэкономических связей или, иначе говоря, товаро- и услугопроводящей сети для обеспечения сбыта.

Развитие прямого инвестирования подталкивается также стремлением избежать налогообложения. Чем выше уровень налоговых ставок, тем сильнее стимул к поиску легальных и нелегальных путей уклонения от налогов.

Прямые инвестиции позволяют решить эту проблему двумя способами:

1. Международные монополии могут располагать свои филиалы в странах с минимальным обложением.

2. Компании могут, используя трансфертные цены и другие инструменты, заявлять свои прибыли в странах с низким уровнем налогообложения, хотя сами прибыли получены в странах с высокими налогами. Итог таких операций – чистое сокращение сумм уплачиваемых налогов.

Причиной прямого зарубежного инвестирования может также быть экономическая и политическая нестабильность в стране, необходимость «отмывания» незаконных средств и т. п.

Кроме того, для объяснения массовых прямых инвестиций требуется включение в анализ понятия преимуществ фирмы (firm specific advantages).

В прямом инвестировании важнейшую роль играют особые преимущества фирмы. Это привело исследователей к отказу от моделей простой конкуренции и признанию связи прямых зарубежных инвестиций с возможностью контроля над рынком. Выделяют два основных подхода.

1. Подход С. Хаймера.

Стефан Хаймер считает, что зарубежный инвестор – это монополия (или чаще олигополия) на каком-то рынке. Зарубежное инвестирование осуществляется для удушения конкуренции и сохранения контроля над рынком. Инвестор настаивает на сохранении контроля над предприятием, отказывается разделить собственность с целью оградить эти предприятия от конкуренции.

Если прямое инвестирование действительно ведет к узурпации контроля на отдельных рынках, правительства должны контролировать действия иностранных вкладчиков. (Деятельность олигополии или монополии, стремящейся к контролю над рынком, противоречит национальным интересам.) Правительство принимающей страны может ограничить действия компании, выступающей против конкуренции, или предложить ей вообще прекратить операции в стране.

2. Теория присвоения.

Согласно этой теории, преимущества дают фирме монопольное право только в области факторов производства (менеджмент, информация, патенты, ноу-хау и т. д.). Такие преимущества весьма редко предоставляют фирме контроль над рынком, но обеспечивают ей возможность получать экономическую ренту.

Специфические преимущества фирмы подталкивают ее к прямому зарубежному инвестированию по тем же причинам, которые заставляют фирму на внутреннем рынке создавать новые производственные мощности, а не просто покупать их у других предприятий.

Чтобы в полной мере присвоить потенциальные выгоды, вытекающие из преимуществ, фирма часто предпочитает сохранить за собой контроль и собственность. Если она не закрепляет такой контроль и делит с кем-либо собственность на зарубежное предприятие, специфические производственные преимущества этой фирмы могут быть утрачены.

Теория присвоения может помочь в определении перспектив прямого инвестирования. Она четко предопределяет преимущественное развитие прямого инвестирования в высокотехнологических отраслях, поскольку зависимость фирм в этих отраслях от сложных и ценных знаний заставляет их (фирмы) осознать преимущества сохранения прямого контроля над зарубежными предприятиями. Проблема возникает в том случае, когда весьма трудно гарантировать, что плоды технологического преимущества фирмы будут присвоены ею самой при развертывании операций в других странах. Если у фирмы есть опасения по поводу эффективности контроля над зарубежными филиалами, ей лучше воздержаться от производственных зарубежных инвестиций. Это приводит к потерям для всех сторон: фирмы, принимающей стороны, мира в целом. Поскольку большинство преимуществ фирмы имеют производительный характер, правительство принимающей страны должно либо проводить политику дерегулирования (полностью отойти от регулирования), либо поощрять прямое инвестирование.

Центр ООН по ТНК выделяет четыре наиболее типичных случая прямых капиталовложений, связанных с организацией производства товаров и услуг в зарубежной стране:

1. Предпринимательская деятельность за рубежом осуществляется потому, что ввоз некоторых товаров и услуг в зарубежную страну невозможен или затруднен из-за различных ограничений или из-за свойств этих товаров и особенно услуг. (Часто единственный способ продать услугу покупателю – это оказать ее на месте.)

2. Торговля с другой страной ведется без существенных ограничений, однако производство товаров и услуг на месте оказывается более эффективным способом обслуживания этого зарубежного рынка (например, из-за экономии на транспортных расходах).

3. Страна приложения предпринимательского капитала оказывается наиболее дешевым местом производства товаров и услуг для поставки их на мировой рынок, включая и рынки страны происхождения  инвестиций.

4. Производство организуется за рубежом и в тех случаях, когда важны послепродажное обслуживание, консультационные и другие услуги, требующие постоянного присутствия производителя на рынке. Как правило, это производство технически сложных видов продукции. В этом случае иметь собственное производство за рубежом более выгодно, чем организовать там чисто сбытовую фирму и, тем более, чем сбывать продукцию через посредников.

Предыдущая

Похожие материалы:
Прямой маркетинг
Прямой доступ к памяти - Авдеев В.А. и др., 2001
Прямое смешанное сообщение
Прямые материальные затраты на производство продукции
Психолог (Квалификационный справочник)
Психолого-коммуникативный потенциал деловых партнеров



О сайте   Авторам   Реклама и услуги   Контакты
Copyright © 2007-2021, Консалтер.Ру